На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

"Великий уфимец". Статья Александра Филиппова о Михаиле Нестерове, продолжение

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
Осенний пейзаж   
Высокое предназначение человека. Высокое до святости! Отобразить это стремление народа было всегда главенствующим в творчестве Нестерова. И он за все восемьдесят лет своей жизни даже не приблизился к се концу, ибо тема была неисчерпаема, как любовь и смерть, как схватка добра и зла, то есть классические вечные темы.
Так что утверждать какой-то отход Нестерова в сторону мистики неверно. Он был и остается великим художником-реалистом. Его картины говорят людям: человек, будь одухотвореннее, богаче духом, строже к себе... Не забывай о своих корнях, думай о Родине, радей для нее. Все его творчество - это благовест русскому человеку и русской природе.
Оглядывая большое наследие художника, родившегося в Уфе, невольно думаешь, а почему же в своем творчестве он не во всю полноту своего таланта показал Башкирию, Урал и даже саму Уфу. Не буду ли я в противоречии с самими собою, восхваляя достоинства его картин, широту мышления, глубину взглядов, ибо всегда мне приходилось отстаивать одну из главнейших сторон творческой личности, будь это художник или писатель, - творить неразрывно с той землею, с тем народом, где живешь?
Безусловно, М.В.Нестеров - чистейший русский национальный художник. И где бы ни оказалась его картина, увидевший ее, хотя бы намеком и вскользь знающий Россию, немедля определит для себя, что писалась она русским человеком. И не только потому, что пейзаж на полотне российский, нет, он увидит всю суть - душу россиянина. Художник всем своим творчеством утверждал великое духовное постоянство русского человека, начиная с далеких эпох и уходящее в неизмеримо далекое будущее.
Да и сама Уфа в те дореволюционные годы была чисто русским городом с небольшими деревянными и редкими каменными домами, с глухими заборами, над которыми свисали заросли хмеля, ветки бузины и сирени. Со всех сторон виднелись купола церквей, знаменитый собор на берегу Белой, где казнили сподвижника Пугачева - Чику Зарубина. Ныне там стоит гранитный памятник в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству.
Нестеров не стал певцом того края, где родился, но уральский пейзаж в стороне от его творчества не остался. На некоторых полотнах с большой любовью художник изобразил природу родной его сердцу Башкирии.
И еще об одном моменте, связывающем художника с Башкирией, свидетельствующем о привязанности к ней, хочется сказать особо.
Хотя в своих «Воспоминаниях» М.В.Нестеров не останавливается на подробностях общественно-политических и социальных событий, происходивших в Уфе и в Башкирии в период творческой зрелости художника, будет безосновательно утверждать, что подробности эти не ему известны и не волновали его. Так, он с большим сочувствием относился к благотворительным поездкам по башкирским деревням сестры своей Л.В.Нестеровой, которая в эти годы - 1905-1910 - помогала голодающим крестьянам окраинных и прилегающих к Уфе волостей. И после смерти сестры дал недвусмысленную, характеризующую и его самого оценку этой деятельности:
«Узнают ее друзья башкиры и хохлы, что не стало той, что так самоотверженно отнимала их у голодной смерти. Помянут ее добрым словом - в этом и была ее земная слава».
Много сил и энергии отдал Нестеров росписи соборов и церквей. Кажется, ему нетрудно было «утонуть, сгинуть» в бездне этой бесконечной работы. И сам он порою боялся того, видя свою главную задачу не в росписи религиозно-культовых сооружений, а в картинах для народа. Поэтому в его «Воспоминаниях» мы так часто встречаем фразу: «Но я отказался...» Ему предлагают князья и княгини, вплоть до четы известных Юсуповых, меценаты и наследники престола расписать кто церквушку, кто личные апартаменты, но художник все чаще и чаще не соглашается, отвечает отказом, пока наконец вовсе не прекращает это доходное, но не волнующее его сердце дело.
Создав огромное количество значительных картин, эскизов, рисунков, портретов, он всегда оставался необычайно скромным, требовательным к себе. Он сознавал, что только ежедневный непрерывный труд оставляет его на волне творческого успеха. Как-то, зайдя за кулисы театра, где выступал Шаляпин, художник обратил внимание на репетирующего в поте лица знаменитого певца. Он поразился, вновь убедившись, что даже такой величайший талант, вроде бы данный тому самой природой, должен беспрерывно совершенствоваться.
О необычайной его скромности говорит и такой факт: в статье о Павлове, готовясь выполнить его знаменитый и великолепный портрет, художник замечает о себе: «Я не считал себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...»
Даже в самые тяжкие дни, наполненные до предела болезненными переживаниями, художник не бросал кисти. В 1898 году в частном институте, в Киеве, вспыхнула эпидемия скарлатины. Тяжело заболела двенадцатилетняя дочь - Олюшка. Начались операции.
И в это тяжелейшее время, живя в Киеве, отец-художник продолжал работать. В те дни он самозабвенно трудился над картинами «Димитрий царевич убиенный» и «Преподобный Сергий».
Михаил Васильевич Нестеров, кроме главного своего дела, любил писать. Ему хотелось запечатлеть словом происходящие события, появлялась тяга к самовыражению. Он оставил после себя тысячи писем, большинство которых еще не издано, оставил книгу «Воспоминания», множество статей и заметок.
О литературном его даровании неоднократно говорил М.Горький.
Воспоминания и стать; эти полны поэзии, одухотворены чистотой взглядов на жизнь. Они написаны просто, лирично, на едином дыхании. Особенно они приятны нам, землякам Нестерова, ибо часто перед глазами встают родные пейзажи, близкие названия городов, сел, местностей. От описания прежней Уфы с ее бревенчатыми домиками в резных наличниках веет стариной. Трогательно, тепло, проникновенно описывает он свои первые встречи с будущей женой - Машей. Со слезами на глазах пишет о ее преждевременной смерти.


окончание »

Немного социально-ориентированной рекламы:
•  Уехать в Черногорию. Получить ВНЖ - портал Open monte в Черногории. Будва. . Конец рекламного блока.

Из воспоминаний Нестерова: "Я впервые был на выставке, да еще на какой, - лучшей в те времена!... Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего, знаменитой "Украинской ночью" Куинджи. И что это было за волшебное зрелище, и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно. К Куинджи у меня осталась навсегда благодарная память. Он раскрыл мою душу к природе, к пейзажу. Много, много лет спустя судьбе было угодно мое имя связать с его именем. По его кончине я был избран на его освободившееся место как действительный член Академии художеств."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100