На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава двадцать первая

К концу 20-х годов складываются основные черты советского искусства. Это время отмечено созданием таких работ, как «Крестьянка» В.И.Мухиной, «Булыжник - оружие пролетариата» и памятник В.И.Ленину в ЗАГЭСе И.Д.Шадра, «Оборона Петрограда» А.А.Дейнеки, и многих других произведений. Они раскрывали образ человека, рождаемого новым обществом, отражали новое отношение к жизни. Эти работы, созданные мастерами, различными по своей творческой индивидуальности, свидетельствовали о понимании основных общественных явлений. Автопортрет Нестерова 1928 года во многом дополняет наши представления об искусстве того времени. Нестерову было шестьдесят шесть лет, когда он создал свой автопортрет, приобретенный Третьяковской галереей в 1933 году. В каждом хорошем автопортрете заключено видение не только самого себя, по представление об окружающем мире, о своем месте в нем и взаимоотношениях с этим миром. Автопортрет Нестерова, больше чем какие-либо его письма или воспоминания того периода, свидетельствует не только о новых творческих особенностях живописца, по прежде всего о его отношении к новому миру и новом восприятии этого мира. Нестеров как бы постепенно начинал видеть уже другими глазами окружающую жизнь. Страна неуклонно меняла свой прежний облик.

В декабре 1927 года XV съезд Коммунистической партии принял решение о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР. В разработке этого плана широко участвовали крупнейшие советские ученые. В 1928 году, по инициативе А.Н.Баха, А.И.Абрикосова, И.Г.Александрова, Н.Ф.Гамалея, Н.С.Курнакова, А.И.Опарина и других, была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО). Старшее поколение интеллигенции, сформировавшееся до Октябрьской революции, в основной своей части стало активным участником развивающегося социалистического общества. Нестеров в те годы был одновременно и близок и далек от новой складывающейся советской культуры. Он в противоположность большинству художников - своих сверстников или соучеников - не поддерживал отношений с крупнейшими художественными объединениями того времени. Но вместе с тем его интерес к современной художественной жизни очевиден. Нестеров заботится о том, чтобы лучшие произведения русских художников не только бережно хранились в музеях, но и были доступны для обозрения широкой публике. Его письма тех лет, беседы связаны с заботами о художественном образовании молодежи. Он думает не столько о своем месте в современном искусстве, сколько о значении искусства в жизни общества, о сохранении и продолжении традиций великих мастеров прошлого. Он живет жизнью довольно размеренной - весной и летом наезжает в Абрамцево, где гостит у А.Н.Северцова, гуляет с ним по берегам Вори, вспоминая былые времена, или же - в Муранове, у Тютчевых. Поздней осенью ездит отдыхать в Гаспру либо в Кисловодск. В конце 20-х годов Нестерова крайне беспокоили постоянные изменения, происходящие в Третьяковской галерее, бесконечная перевеска картин из одного зала в другой или же в запас. В 1928 году уже возник проект строительства нового здания Третьяковской галереи. А.В.Щусеву были выделены средства, было определено и место - около храма Христа Спасителя, рядом с Музеем изящных искусств на Волхонке. Нестерова, видимо, этот проект занимал, он полагал, что если он осуществится, будет меньше постоянных перемещений и перевесок в галерее. «Вы желаете знать об М.В.,- писал Нестеров с явным удовлетворением Дурылину, - он работает, так сказать «запоем». За лето написал пять портретов и семь этюдов - все, кто видел, говорят, что старик не желает стареть». Сознание, что он еще в силах работать, видимо, его утешает в то время. В письме к Турыгину еще в конце июня 1928 года он пишет: «Конечно, не молодею и я, а все же «молодчина». Только что кончил портрет Веры. Тот самый «лирический портрет», о котором думал. Вышел ли он «лирический» - не знаю, но, по общему отзыву его видавших, он поэтичен и писан не стариком. Да и я сам знаю, что старики пишут иначе. Есть свежесть, есть мастерство, коим я не отличаюсь и не отличался раньше. Словом, в этом смысле пока что еще жить можно, и вот пока еще я не остыл, так сказать, «с разбегу» начинаю другой портрет-картину». Речь идет о работе, написанной в середине лета и получившей название «Больная девушка». Эта тема для русской живописи не была новой. Широко известны картины, написанные еще в прошлом веке, такие, как «Последняя весна» М.П.Клодта или «Больная» В.Д.Поленова. Но перед Нестеровым стояла иная задача - его интересовал момент душевного состояния смертельно больной девушки. Главным для него было поэтому написать голову больной (3.М.Бурковой). Но когда Нестеров кончил картину, он доволен не был: «Не такова она в натуре. Там - одна музыка, какие «флейты в небесах»! А у меня жалко... и только».

После напряженного 1928 года Нестеров в следующем году не создал чего-либо примечательного. Зимой, правда, он написал портрет сына, Алексея Михайловича. Портрет художник считал малоудачным и впоследствии уничтожил. Писал Нестеров в то время и пейзажные этюды - летом в Муранове и осенью в Гаспре. Художник полюбил отдыхать в Гаспре. Крым уже не казался ему «акварельным», как прежде, а, напротив, напоминал Италию. Ему вспоминались то Флоренция, то Чефалу - маленький городок в Сицилии с его знаменитыми византийскими мозаиками. Недаром среди его этюдов, написанных в Гаспре, один называется «Оливковое дерево» - явная дань воспоминаниям о благословенной Италии.


далее »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100