На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава шестая

«Пустынник» был завершением раннего периода в творчестве Нестерова и одновременно началом нового этапа. Многое, намеченное в этой картине, нашло свое продолжение. В 90-е годы Нестерова можно уже считать художником определенной программы. Он создает ряд картин, в которых достаточно ясно формулирует свою идею, свои представления, свою философию. Эти произведения знаменуют уже значительно больший отход от искусства передвижников. Но отход этот был обусловлен не только мировоззрением художника, но и связан с общественным развитием России в 80-90-е годы, определен новыми тенденциями того времени. Это была одновременно эпоха правительственной реакции и развития социал-демократического движения, разочарования основной массы народнической интеллигенции в силах революции и эпоха развивающегося рабочего движения. Это было время становления в России буржуазного общества, бурного развития капитализма. Обострение социальных отношений, расслоение крестьянства порождало в интеллигенции перед лицом не ведомых доселе явлений поиски новой духовной основы. Часть интеллигенции связала эти искания с религией. Во многих произведениях того времени получает распространение взгляд, что основная черта русского народа - любовь к ближнему и мягкая покорность судьбе, что истинное счастье может быть найдено только в религии.

Именно в этот период Л.Н.Толстой в своих сочинениях выступает с проповедью нравственного очищения. Широкое распространение принципов «толстовства» было своеобразным протестом против существующих социальных отношений, против обесценивания человеческой личности. В.И.Ленин писал: «Пессимизм, непротивленство, апелляция к «Духу» есть идеология, неизбежно появляющаяся в такую эпоху, когда весь старый строй «переворотился» и когда масса, воспитанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая в себя начала, привычки, традиции, верования этого строя, не видит и не может видеть, каков «укладывающийся» новый строй, какие общественные силы и как именно его «укладывают», какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки». Вопрос о путях дальнейшего развития, путях обновления ставился и решался по-разному представителями русской общественной мысли. Ф.М.Достоевский в «Братьях Карамазовых» в главе «Русский инок» устами старца Зосимы говорил о жестокости капитализма, о его разлагающем влиянии на людей, о том, что пламень растления умножается. Он призывал к спасению Руси, видя это спасение в проповеди любви и доброты, смирения и покорности как нравственного идеала. «В Европе восстает народ на богатых уже силой, и народные вожаки повсеместно ведут его к крови и учат, что прав гнев его. Но «проклят гнев их, ибо жесток». А Россию спасет господь, как спасал уже много раз. И народа спасение выйдет, из веры и смирения его». Достоевский писал: «...от сих кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение земли Русской!» Нестерову были близки эти идеи. Он с симпатией относился к воззрениям славянофилов. В поисках своего пути художник делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями. Однако стремление к изображению значительных сторон внутренней жизни человека приводит его к далеким от прогрессивных устремлений общества идеям - к идее иночества, идее внутреннего самоусовершенствования вдали от мира. Большинство картин, созданных Нестеровым в это время, посвящены жизни Сергия Радонежского. В 1892 году отмечалось 500-летие со дня смерти Сергия. Появились многочисленные издания о его жизни и деятельности. Художник часто жил около Троице-Сергиевой лавры. Это, естественно, наталкивало его на исторические ассоциации. Образ Сергия Радонежского был весьма почитаем и в семье Нестеровых, и еще в детстве у художника сложилось к нему свое, особое отношение. Фигура Сергия Радонежского в то время коренной ломки социальных отношений привлекала внимание и по другим причинам. Сергию приписывали основную роль в нравственном сплочении народа, в создании нравственного идеала, укрепившего дух русского человека в период тяжелых испытаний и междоусобиц XIV века, когда существовала постоянная угроза татарского разорения русской земли. Известный историк В.О.Ключевский в своей речи «Значение преподобного Сергия для русского парода и государства», произнесенной на собрании Московской духовной академии, говорил: «Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни».

Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни. Но вместе с тем, и это особенно важно, нравственный идеал Сергия имел в его глазах общественное значение как пример жизни человека, привлекший множество людей своего времени и сыгравший большую роль в духовном сплочении народа. Весьма показательно, что вскоре после окончания своей первой картины из жизни Сергия («Видение отроку Варфоломею») Нестеров задумал «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием». В июне 1890 года он писал Е.Г.Мамонтовой: «...воображение работало сильно, и я случайно напал на счастливую концепцию последующей картины из жизни пр. Сергия. Тема - «Прощание Д.И.Донского с пр. Сергием» была давно мною намечена для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, какие я делал на эту тему, не были интереснее любой программы. Последняя же мысль, при оригинальности, выдерживает характер стиля и эпохи. Действие происходит вне монастырской ограды, у ворот, все отъезжающие сидят на конях, тут и иноки Пересвет и Ослябя, тут и дядя Донского Владимир Андреевич. Сам же Донской в последний раз просит благословить его. Он на коленях со сложенными молитвенно руками, он весь под впечатлением минуты и сознания значения ее, глаза полны слез и благоговейного почтения». Еще раньше, в 1888 году, художник сделал эскиз на тему «Видение Минину преподобного Сергия». Видимо, мысль о роли Сергия в нравственном сплочении народа владела уже в то время художником и входила как один из основных моментов в его представление об образе Сергия Радонежского. К тому же Сергий почти первым ввел на Руси монашеское подвижничество, заключавшееся в совершенно уединенном пустынножитии.


далее »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100