На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Картины Нестерова. Мир Нестерова. Жизнь Нестерова. Русь Нестерова

Религиозность, искренняя духовность, глубокая субъективность произведений Нестерова была чужда идеям передвижников, которые могли и умели писать только сюжеты "на злобу дня". Это приводило к коренным противоречиям философии художника с философией ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок). В итоге, в 1899 году вместе со своим великим другом, гениальным пейзажистом Исааком Ильичом Левитаном (который также остро чувствовал необходимость новых форм выражения) Нестеров присоединяется к группе молодых художников из общества "Мира искусства" под руководством Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Но и молодое объединение, возникшее в 1899 году, не могло устроить художника. Часто Нестеров и Левитан мечтали об отдельной выставке произведений Левитана и Нестерова... Начало 1900-х годов, когда Левитана уже не стало, стало для Нестерова временем мучительных поисков новых сюжетов. И тогда возникнет одна из его лучших предреволюционных работ - "Молчание" (1903). В ней исчезает ощущение совершенного слияния человека и природы. Одиночество и разобщенность царят в мире, создаваемом художником. Определяя духовные искания человека, Нестеров еще в конце 1890-х годов начинает подготовительную работу к своему программному произведению "Святой Руси" (1901-1905), которую хотел сделать по значению сравнимому с юношеским Варфолоеем. Второе ее название - "Душа народа" - говорит о желании художника создать программную картину, в которой были бы подведены итоги раздумий как его самого, так и той части русской интеллигенции, которая видела в религиозном обновлении выход из создавшегося тупика. Но именно эта четко читаемая программность определила неудачу в воплощении замысла. Исчезли искренность и естественность эмоционального строя его предыдущих работ. Картина кажется чересчур постановочной, искусственной, нарочито религиозной и демонстративной. Былого впечатления от Пустынника и Варфоломея повторить не удалось. Революция 1905 года, выявившая трагический кризис и глубокие противоречия полумертвого общества, изменила творческое направление художника - писать картины на темы религии стало опасно для жизни. И Нестеров делает единственно верное решение - он обращается к образам конкретных, часто близких ему людей, через их портреты передавая сложность и противоречивость действительности. Первые портреты Нестеров пишет еще в самом начале своего творческого пути. Но портретный жанр не мог в ту пору выразить его идей и исканий. Он подходил к нему постепенно, раскрывая сначала в отвлечённых образах своих героев драматические переживания человеческой души. Но именно этот психологический анализ человека вообще логически подвел его к раскрытию внутреннего мира конкретной личности. Один из лучших нестеровских портретов 1900-х годов - это портрет Е. П. Нестеровой, жены художника (1905). Свет ясного зимнего дня, мягко рассеиваясь в комнате, не нарушает покоя и светлой грусти, которые излучает молодая женщина, задумчиво сидящая в кресле. Предметы, окружающие ее, в большой степени служат выражением ее существа. В 1906 году Нестеров пишет портрет своей дочери О. М. Шретер в черной амазонке и красной шапочке на фоне неторопливо текущей реки. Кажется, будто девушка только что остановилась на берегу, перебирая хрупкими пальцами тонкий хлыст. В легком наклоне ее головы, в больших задумчивых глазах ощущаются глубина и сложность душевных переживаний.

      
» Картины
» Рисунки

Картины 1  |  Картины 2  |  Картины 3  |  Картины 4  |  Картины 5  |  Картины 6

Юдин

Портрет хирурга С.С.Юдина
странник

Странник
Аксаков

Родина Аксакова
Дмитрий

Дмитрий, царевич убиенный
Тютчева

Портрет С.И.Тютчевой
веранда

Капри. Веранда с цветами
старость

Старый и малый
вечерний звон

Вечерний звон
Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею
silentium

Молчание
осенняя

Осенний пейзаж
лисичка

Лисичка
артистка

Портрет народной артистки К.Г.Держинской, 1937
Нестеров

Портрет В.И.Нестерова, 1877
Нестерова

Портрет М.М.Нестеровой, 1870
во время операции

С.С.Юдин во время операции, 1933-1934
Щадр

Портрет скульптора И.Д.Шадра
путник

Путник
Русь

На Руси (Душа народа)
Северцов

Портрет академика, биолога А.Н.Северцова


Рисунки »

"Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. - Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой... и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. - Запад знает не особенно подробно - но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы - Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. - Говорит мало, но метко, иногда зло; - иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. - За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: "Что ж, господа, соберется русский человек - и сейчас пойдут пересуды!" Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. - Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. - Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много "думал" о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем - но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется - с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. - В Мюнхен послать не захотел: "Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!" - "Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство", - говорю я. "Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский ..." (Бенуа А.Н.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100