На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Картины Нестерова. Мир Нестерова. Жизнь Нестерова. Русь Нестерова

Намного пережив других своих выдающихся современников (Исаака Левитана, Валентина Серова, Константина Коровина, Михаила Врубеля), Нестеров стал живым свидетелем исторических переломов и неслыханных мятежей, обрушившихся на Россию в 20 веке. Хронологически Нестеров стал художником уже советской эпохи, но и духовно, и творчески он навсегда останется поэтом Святой Руси... Решающий прорыв в своей философии и творчестве Нестеров связывал с картиной "Христова невеста", навеянной обликом его безвременно умершей первой жены. В ней впервые появились "нестеровская девушка" и знаменитый в будущем, ни на что другое непохожий "нестеровский пейзаж". Палитра художника утратила характерную для передвижников темноту и коричневую подливку, стала светлой, нежной, туманной и мелодичной. Картина "За приворотным зельем" (1888) определяет его интерес к русскому фольклору. И это уже не историческое бытописание его ранних произведений, а стремление глубоко проникнуть в душевное состояние своей героини. Еще в процессе работы над этим произведением, когда художник жил в Сергиевом посаде, в его сознании начинает выкристаллизовываться образ святого старца, отшельника, мудреца Христова - пустынника, положивший начало классическим дореволюционным произведениям мастера (к сожалению, таким немногочисленным). Именно "Пустынник" пробуждает в сознании образ старца Зосимы из гениального романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы".

      
» Картины
» Рисунки

Картины 1  |  Картины 2  |  Картины 3  |  Картины 4  |  Картины 5  |  Картины 6

Булгаков и Флоренский

Философы
Зима

Зимой в скиту
осень

Осень
медведь

Сергий Радонежский
пейзаж

Весенний пейзаж,
1890-е
Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею, 1889, эскиз
весна

Ранней весной, 1905

Соловки

Соловки, 1917

голова

Голова княгини
Корин

Портрет П.Д.Корина
Кругликова

Портрет художницы Е.С.Кругликовой
жена

Портрет жены, Е.П.Нестеровой
Щусев

Портрет Щусева
девушка

Девушка у пруда
философ

Философ
Мухина

Скульптор Вера Мухина
Богоматерь

Богоматерь Умиление, 1906
Одиночество

Вечер на Волге. Одиночество, 1932
Пруд

Пруд. Около хутора Княгинино, 1906
Фленушка

Фленушка, 1920
Благовещение

Благовещение.
Архангел Гавриил,
1910-1911
Георгий Победоносец

Георгий Победоносец,
1900
Сергий

Юность Сергия. 1891

княгиня Ольга

Святая равноапостольная
княгиня Ольга, 1892


следующая страница »

"Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. - Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой... и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. - Запад знает не особенно подробно - но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы - Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. - Говорит мало, но метко, иногда зло; - иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. - За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: "Что ж, господа, соберется русский человек - и сейчас пойдут пересуды!" Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. - Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. - Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много "думал" о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем - но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется - с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. - В Мюнхен послать не захотел: "Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!" - "Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство", - говорю я. "Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский ..." (Бенуа А.Н.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100