На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

282. А.А.ТУРЫГИНУ
Чебоксары, 16 июня 1906 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Спасибо за письмо. С измененной редакцией я согласен и ею воспользуюсь почти целиком. Письмо, вероятно, пошлю из Уфы, так как послал узнать к своим титулованным друзьям о форме обращения к графине Софии Андреевне. Ты прав, старина, если я попаду в Ясную Поляну, то не раз придется «попотеть». Прав ты и в том, что Л.Н. - это не «княгини» и «высочайшие» и даже не ты, говорить с ним - не то что фунт изюму съесть. Но ведь недаром же ты и некоторые иные находят, что покорный твой слуга в некоторых случаях «Антокольскому равный». Думаю, что столь лестное равенство мне поможет и тут. Побольше осторожности, побольше внимания, дозу искренности и простоты, а затем сознание того, что ведь не на экзамен я иду и что мнение графа Толстого хотя и дорого, но не за ним я еду в Ясную Поляну, цель моя очень определенна: написать с Л.Н. этюд, а затем остальное имеет значение весьма относительное. Если мне удастся попасть в Ясную Поляну (в чем я имею полное основание сомневаться, ибо Л.Н. меня не жалует как художника давно и определенно), то часы или дни, кои я там проведу, не будут посвящены ничему иному, как тому делу, за которым я приехал.
Тем не менее думаю, что «попотеть» придется. Вот я и в Чебоксары забрался, и тут тоже приходится «потеть» немало, хотя и по-иному: живу в избе, ем что попало. Сплю на сундуке с приданым хозяйской дочери. Множество блох, клопов и иных гадов избрали меня для своих вкусовых опытов, все это милое царство насекомых скачет, ползает, бегает по мне, совершенно игнорируя то, что я «академик», что я известность, что, наконец, мне просто все это может быть неприятным, и все это ради чего же? - да ради того же, ради чего я решаюсь «попотеть» в Ясной Поляне: для любезного искусства, которому я продолжаю верой и правдой служить. Ты желаешь знать о «Христианах» больше, чем название, охотно поговорю о картине с тобой, но только в другой раз, теперь жара, лень и проч. мало меня вдохновляют. Картина (если ей суждено когда-нибудь быть написанной) будет «хорошая, большая»!..

283. С.А.ТОЛСТОЙ
Уфа, вторая половина июня 1906 г.
Милостивая государыня Софья Андреевна!
Приступая к выполнению задуманной мною картины «Христиане», в композицию которой среди людей, по яркости христианского веропонимания примечательных, войдут и исторические личности, как гр. Лев Николаевич Толстой, для меня было бы крайне драгоценно иметь хотя бы набросок, сделанный непосредственно с Льва Николаевича. Я решаюсь потому через Ваше посредство обратиться с почтительной просьбой к Льву Николаевичу разрешить мне с вышеупомянутой целью во второй половине июля приехать в Ясную Поляну.
Буду очень признателен за ответ на настоящее мое письмо.

284. А.А.ТУРЫГИНУ
Уфа, 9 июля 1906 г.
[...] Толстому письмо послал, но почти уверен в отказе (сон такой видел).
Во всяком случае, напишу тебе в свое время, что из нашего с тобой «сочинительства» выйдет. Конечно, отказ не подействует на меня особенно неожиданно, но и вдохновения не прибавит. Ты ждешь «умного» письма с пояснением картины. Ой, жарко! ой, лень какая! Потерпи маленько, дай срок, напишу. Здесь поневоле больше болтался. Начал портрет Ольги, но по недостаче времени не кончил, и если кончу, то в Киеве. На юге останусь до начала августа, а в августе к вам - в Питер (осчастливлю и Павловск), на Валаам и к Котову в имение. Первая часть лета прошла довольно бестолково и бесплодно. Посмотрим, что будет дальше.

285. А.А.ТУРЫГИНУ
Княгинино, 30 июля 1906 г.
Письмо от графини получил, ниже его тебе переписывает жена (ведь и твоя копеечка в сочинительстве его есть). Ответ не чрезмерно любезен, но я и этого не ждал, зная, что у Толстых есть манера вовсе не отвечать. Еду я потому, что мне Толстой нужен, не на поклонение и не экзамен сдавать, а только затем, что пройдет год-другой - и он может не быть, и тогда будешь жалеть и бранить себя за излишнюю чувствительность. Еду я числа 10-15 августа и оттуда, вероятно, проеду к вам в Питер. Здесь работаю усердно: большой этюд на воздухе с Екатерины Петровны и начинаю портрет с польского художника Станиславского. [...]

286. А.В.НЕСТЕРОВОЙ
Княгинино, 1 августа 1906 г.
[...] Сегодня приезжают Станиславские (они гостят недалеко отсюда и были уже у нас третьего дня). Бедный Иван Антонович тяжко болен, у него нефрит, та болезнь, от которой умер Александр III, а также муж кн. Яшвиль. Станиславский еле ходит, от него остался только остов старого толстяка. Настаивают, чтобы его везти в Египет, климат Кракова для него губителен. Теперь в тепле ему лучше. Шаль его страшно. Жена его в полном отчаянии и рада тому, что я предложил написать с него портрет. Пробудут они у нас с неделю, после чего все из Княгинина разъедемся (Е.П. и Наталья останутся до середины сентября). Станиславские в Киев, я в Ясную Поляну, откуда получил письмо очень вежливое, хотя в нем и говорится, что Л.Н. болеет и позировать не будет, но приехать разрешает и т.д. [..]


Дальше »

"По всей сути картин, по выбору тем и красок мое творчество далеко от Нестерова. Мы отличаемся в манере изображения «давних дней», хотя меня, как и его, волнует история родного народа, его характер, думы и чаяния. Поиск тончайших движений души народной - вот что, прежде всего, привлекает в Нестерове. Над ним не властны ни всевозможные моды, ни разнообразные течения, он весь в вечности. И еще один немаловажный момент. Необъяснимая молодость воплощена Нестеровым. Я смотрю на его полотна и за полутонами найденных красок вижу крепкие крылья, сокровенную силу вечно молодой России. Нестеров покоряет меня своими точными, какими-то просто одухотворенными портретами. Его синий фон, сливаясь с голубоватым колоритом, на многих портретах, например, на портрете Льва Толстого и Н.М.Нестеровой, дочери художника, дышат теплотой и вечной радостью жизни..." (Ахмат Лутфуллин)



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100