На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

246. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, конец декабря 1901 г.
[...] Ты пишешь о Горьком. «Трое» я начал еще читать в журнале и конца не знаю, но, во всяком случае, аналогия с «Фомой» заметна была и без конца. Но какой вихрь успеха у нас и за границей переживает сейчас Горький. Это один из популярнейших писателей Европы, и все это в пять-шесть лет! [...] Сюда приехала Передвижная. Мое «Чудо» выглядит хорошо по краскам. Газеты появление его приветствовали так: «не обошлось, конечно, и без Нестерова»... и т.д. Что слышно о Бенуа, о его «Истории искусств», неужели выход ее отменен «до благоприятной погоды»? [...] Ну, пиши, Турыгин, ты живешь в столице, так сказать, в вихре удовольствий и центре культуры.

1902
247. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 1 января 1902 г.
[...] Каждая весточка от Вас приносит какое-то тепло, которое не только греет, но и светит мне. Рад был слышать, что этюд мой пришелся Вам по душе (выбирать на чужой вкус очень нелегко). Сведения об Алексее Максимовиче подтверждают убеждения о нем не только как о прекрасном таланте, но и славном, добром человеке. Поклонитесь ему при случае от меня. Что Вам сказать о своем житье-бытье? Теперь порыв азартной работы прошел, все этюды к картине, сделанные раньше, использованы. Жду конца января, когда поеду снова на север, под Москву, и допишу то, что недостает, и тогда надеюсь еще поработать с месяц над картиной, а потом, потом Абастуман - образа, много, очень много образов, но мало искренности и мало утешения душевного. Тою частью картины, которая выяснилась, я, пожалуй, доволен, - будто есть живые люди, и нет того, чего я так страшно не люблю - нет пошлости, нет этой суеты людской, у художников часто выражающейся в каких-то праздных, пустых цветах, в противно развязных тонах. Что касается «темы», то она по сей день остается «на моей совести». Я думаю, что несмотря ни на что я буду себя в ее выборе, а главное, в подходе к ней, ее трактовке, считать правым, как считаю правым, написав «Димитрия царевича», «Чудо» и все те картины, которые забраковало большинство и, как на днях слышал я, - некоторые перед «Димитрием» в негодовании разрывали на выставке каталоги!?.. Повторяю - я прав, любя своих «детей», это так естественно, если даже они и не столь совершенны. Благодарю Вас за призыв к Вам в Ялту. Хорошо об этом мне и помечтать. Хорошо помечтать также и о том, как славно было бы весною показать Вам свою картину у меня в киевской мастерской.

248. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 13 января 1902 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Ты пишешь о Борисове и хорошо пишешь, верно и то, что судьба-индейка посмеялась над нами с тобой, но верь и тому, что другие, похожие на нас, но более удачливые, сделают многое то, о чем мы с тобой обречены только мечтать. Резервы - народ - велики, и как зря и случайно ни гибнет он тысячами, но один такой хват, как Борисов, восполнит собой тысячи погибших, а, помилуй бог, если такой Борисов да родится гением!.. Твои впечатления о художнике Борисове близки к правде: он не талант художественный, но он «сила», и сила эта уйдет вся без остатка не на художество, как мы с тобой его понимаем, а на пропаганду каких-то «полярных» идей, кому-то нужных, для чего-то необходимых и полезных, а художник Борисов только лишь проводник этих идей. Так вот что такое, по-нашему, этот русский мужичок - соловецкий «годовик» лет семь-восемь тому назад - и художник ныне. [...] Устал я жестоко, нервы мои вконец истрепались. Работаю вяло, скоро посылаю иконостас в Абастуман. Интересный номер «Мира искусства», бойко пишет каналья Бенуа, жаль, что он взял такой паскудный тон о Васнецове. Суть же дела о нем не лишена «верхнего чутья». Напиши о выставке Маковского и Волкова, кои почтили пригласительным билетом и меня, недостойного.

249. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 2 февраля 1902 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, на твой вопрос: когда я буду в Питере.
Выеду я или 9-10 или 14, не позднее. Следовательно, «свидание друзей» может произойти между 10 и 15 февраля. Здесь я попал в самый водоворот: был в Художественном театре, слушал Шаляпина, в антрактах «Бориса» просиживал в уборной Шаляпина и видел, как этот гениальный художник работает, гримируется и вообще подготовляет свой выход на сцену. Вчера я пировал у него среди любопытных московских людей. Шаляпину стукнуло 29 лет. Выставка «36» интересна. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100