На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

1901
228. Л.В.СРЕДИНУ Киев, 3 января 1901 г.
[...] Я завтра еду в Питер, где на выставке «Мира искусства» выставляю с высочайшего разрешения свои абастуманские эскизы. Выставка, по слухам, будет боевая, устраивается она в Академии художеств, в этом вражеском новому искусству гнезде. Кроме меня, из стариков выставляет К.Коровин, Серов и А.Васнецов. Вопрос о выходе нашем из угасающего Товарищества еще остается открытым, немного страшно кинуться в объятия такому «герою»; как Дягилев. Он, несмотря па свою колоссальную энергию, свой вкус и нюх, - все же для нас не вполне ясен. Вы слышали, быть может, о выходе в свет книги Алекс. Бенуа «История русской живописи XIX века», написанной им для известного немецкого профессора Мутера. Книжка эта весьма остроумная и занятная. Там есть много новых положений и взглядов, правда, скорее блестящих и смелых, чем неоспоримых, но, во всяком случае, прочесть ее не мешает. Есть там большая статья и о В.М.Васнецове, статья жестокая и, к сожалению, не беспристрастная. Прочтите, если достанете книгу. Сегодня спросил в нашей самой большой библиотеке - Идзиковского, 1 часть М.Горького, дали, но, по словам приказчика, который в библиотеке двадцать один год, успех Горького колоссальный, такого не имели ни Тургенев со своими лучшими вещами, ни Л.Толстой. Каждый день спрашивают его до пятидесяти раз, и книги буквально переходят из рук в руки. Что-то слышно про самого Алексея Максимовича после московского «поучения», которое обошлось ему недешево. [...]

229. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 2 марта 1901 г.
[...] Был ли у Станиславского? Я читал довольно пакостные, достойные душонки Юрочки Беляева отзывы о Московским театре в «Новом времени». Был ли ты на «Дяде Ване» или «Д-ре Штокмане» (двух пьесах, которые видел я)? Я работаю, как кляча, или как Крамской последних лет - это одно и то же. Между прочим написал несколько этюдов на снегу для картины, и если бы не продал душу свою сатане, то было бы можно с уверенностью сказать, что «картина будет». Теперь же все зависит от обстоятельств. [...]

230. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, вторая половина марта 1901 г.
А.А., послание твое, «полное яду», получил, без лести скажу тебе - из тебя бы могла выйти презлая Кравченка. Помилуй, из пятнадцати вещей Репина успел заметить «миленький багетец» на раме, ну разве ты не «Кравченка» после этого?! [...] Слыхал ли ты Станиславского в «Штокмане» или «Дяде Ване»? Вот, брат, Шаляпин какого наделал в Милане шуму. Показал им, каков русский мужичок есть. Прочти фельетон Дорошевича в «России» от 14 марта.4 И написано талантливо, и лестно для русского сердца. Я ревел, как белуга, а кончил тем, что послал Шаляпину письмо «с выражением чувств» - это значит, еще «младая кровь играет». [...]

231. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 1 апреля 1901 г.
[...] Давно нет о Вас вестей, а знать о Вас, о здоровье Вашем прямо необходимо, и столь же приятно, как слышать об успехах, например, Шаляпина или милейшего Алексея Максимовича... Что сказать Вам о себе? Пока все обстоит благополучно, в январе представлял эскизы свои государю и императрице М.Ф. Все одобрено и утверждено к исполнению. Храм в настоящее время осушен, и не за горами то время, когда придется приступать к делу. Осенью, или даже весной, придется ехать в Абастуман. Проездом тешу себя мыслью быть в Крыму, а быть в Крыму - значит, быть в Ялте, а быть в Ялте и не быть у Срединых - это свинство, и на такой поступок, конечно, человек мало-мальски порядочный не отважится. Словом, мне очень хочется на день-два остановиться в Ялте, чтобы побывать у Вас, посидеть и побеседовать с Вами на террасе, посмотреть на море, отдохнуть. Зима прошла в работе, сделано много, но все не то, что надо, что хотелось бы - всё образа, образа! Всё деньги, деньги и деньги, как это утомительно и пошло! Живу мечтой написать свою большую картину – она должна быть написана, она будет последняя свободная песня. А там пусть берут меня, пусть предают меня пыткам в виде неизбежных и бесконечных образов, и - увы! - так редко «образов». [...]

232. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 22 апреля 1901.
[...] Читал ли ты Горького «Трос»? Прочти, размашисто, шельмец, пишет - ярко! хотя, быть может, несколько и грубо. Меня занимают всякие «критики» на него. Я думаю, что эти господа со злости лопаются, говоря о «подноготной», а о таланте-то и забывают! А у нашего брата талант-то ведь все и есть, и он все победит, и скверных писак этих «Кравченок» победит, не возвеличив их... Удастся ли мне побывать летом в Соловках? Это освежило бы мою душу, запакощенную заказами. Есть слух, что летом в Абастумаи собираются высочайшие, не вздумали бы меня потянуть! Лето надо отвоевать, зимою надо пописать картину, ну, а там хоть и в «пекло»... Как знать, может, [...] Бенуа и прав, может, мои образа и впрямь меня съели, быть может, мое «призвание» не образа, а картины - живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом - «опоэтизированный реализм». Ты скажешь небось: «ну, заныл!» - и впрямь, что я!- дело надо делать, а там разберут! [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100