На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

160. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 12 ноября 1896 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Вместе с письмом от тебя мне принесли письмо от злополучного юбиляра - Репина, который в нежных выражениях приглашает меня принять участие на его выставке эскизов, обещая «все поставить со вниманием и почетом». Но, что делать! приходится отказаться от столь лестного и почетного приглашения и предпочесть ему скромную выставку акварелистов. Да! Репин, бедняга, свалял дурака! Поведал всему миру крещеному о том, что лучше бы было сохранить в тайне. Если уже в самом деле бог послал ему не по заслугам, то и сохрани этот излишек про черный день на старость, когда все пригодится, а не давай это дорогое и заветное трепать по белу свету. Не выдержал, сердечный, своего «величия», распустил слезу, покаялся всенародно. Но «лежачего не бьют», а потому и мы оставим его с меланхолией и покаянием в окаянстве его... Твое письмо имеет немало интересных подробностей, и с некоторыми пропусками я хочу прочесть его В.М.Васнецову, которого дела Академии живо интересуют... Заметил ли ты этюды Дальнего Севера - Борисова. Этот молодец был проездом у нас в Москве и показывал свои этюды В.Васнецову, где видал их и я. С такой энергией можно уйти и дальше Новой Земли, где Борисов прожил несколько месяцев, познакомился с белым медведем, цингой, тюленьим жиром и многим тем, что нам знакомо было когда-то по географиям, а позднее (гораздо) по письмам норвежца Нансена. В этюдах можно проследить развитие большого таланта и будущего крупного пейзажиста. Хорош ли Щербиновский и Малявин? Напиши и подробнее, дали ли эти двое лучшее против прежнего или все то же. Конечно, жду от тебя подробного описания выставки наших зарейнских друзей. Не невозможно и то, что до рождества я приеду к вам в Питер вместе с другими членами Товарищества на общее собрание членов по поводу юбилея Товарищества, а следовательно, буду иметь возможность видеть французов лично. [...]

161. Е.М.ХРУСЛОВУ
Уфа, 26 декабря 1896 г.
[...] Вы спрашиваете новостей и подробностей нашей поездки в Питер. Поездка не была удачна для москвичей: наша обычная искренность и увлечение, наши порывы, встречи и негодования предали нас в руки наших более зрелых, хладнокровных противников-петербуржцев. И, кажется, не за горами то время, когда правление перейдет из рук москвичей в Питер к Маковскому, Лемоху и Брюллову. Савицкий и Остроухов отказались, Касаткин близок к тому же. Заседание было очень бурное, бестолковое, длилось до 4-го часа ночи. В результате празднества ограничиваются изданиями альбома из четырех (кажется) выпусков по сорок пять снимков каждый с произведений членов Товарищества за 25 лет. Общая стоимость альбома 9 или 12 рублей. Первый выпуск должен быть готов к открытию выставки в Петербурге, остальные в течение года. Заведующими по изданию альбома выбраны Мясоедов, Архипов и Ап.Васнецов. Печататься будет альбом у Фишера. Затем предполагается обычный обед, где будут гостями семьи художников, а бар. М.П.Клодт протанцует обычный финский танец, Кузнецов успешно представит паука и муху. Позен будет рассказывать свои только еврейские рассказы, В.Маковский побренчит на рояле, кто может напьется, а кто может - и напьется, и на «малый» съездит. Словом, будет так, как было при дедах и отцах, хотя отцы и деды жили веселей своих внучат... В Москве мы по-прежнему скучаем на пятницах, едим колбасу на субботах, а в праздники ходим слушать протодьякона и радуемся колокольному звону. Появился в Москве артист - певец Шаляпин (24 лет) - поет он в Частной опере. Дар у него чудный, трагик он первоклассный. Росси и Девойод, быть может, превосходят его своей школой, но не глубиной и искренностью. Созданный им Грозный царь в «Псковитянке» - фигура живая, трагическая, полная той болезненной и странной поэзии, которая всюду заложена в сказаниях и песнях о царе Иване Васильевиче. Относительно «Монахов» могу в дополнение сказать следующее: в Киеве можно их уступать за 1000 рублей. По окончании же полного путешествия пускайте и дешевле - рублей за 700, что ли (между нами). Вообще было бы очень хорошо, если бы Вам удалось ее не привозить в Москву. В Москву приехал Виноградов, но я его не видал. В Уфе проживу недели две и числа 10- 12-го надеюсь быть ужо в своей Кокоревке. [...]

162. А.Н.БЕНУА
Уфа, 26 декабря 1896 г.
[...] Если Вы в Петербурге, то очень прошу Вас последить за постановкой моих эскизов; желательно было бы во всяком случае разделить их на две коллекции: Киевского собора - отдельно и храма Воскресения - отдельно. Желательно, чтобы повешены эскизы были не высоко: во второй ярус могут пойти более декоративные, эскизы же, в которых имеют значение лица, их выражение, - повесить внизу. Названия и цены каждого эскиза отдельно сообщены мною Альберту Николаевичу. [...] Ваши впечатления от наших мюнхенских дебютантов, конечно, очень неутешительны. Левитан опасно болен, у него внезапно открылся сильнейший порок сердца, доктора не обещают ничего доброго. Жаль его - он и человек хороший, и художник даровитый, я же лично имею к нему особую симпатию, как к школьному товарищу, с которым шел с семнадцатилетнего возраста, знал его жизнь и знаю, с какой энергией и трудом человек этот пробил себе дорогу и завоевал себе положение. Посылаю Вам снимок со своей картины «Юность пр. Сергия». Напишите мне Ваши впечатления как от акварельной выставки, так и от выставки эскизов, устроенной Репиным, каковы эскизы самого Репина и есть ли что интересного у молодежи -его учеников или вообще академистов? [...] Приятно было узнать, что мотивы Руси живут в Вас и за границей. [...]


Дальше »

"Жил я своим художеством, и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке." (М.В.Нестеров)



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100