На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

137. А.М.ВАСНЕЦОВУ
Уфа, 28 декабря 1894 г.
[...] В Уфе стоят жестокие морозы, менее 20 градусов бывает редко, тем не менее я и с гор катаюсь, и на паре езжу, и другое веселит мою душу, а душа эта так измаялась, так устала! что всякое средство утешить ее - есть находка и им пользуешься... Начал работать... и о, радость! Не образа, а эскизы к картине, той самой картине, в которой «фигуры две, женская и мужская в пейзаже» или точнее «Пейзаж с двумя фигурами»... Но зачем говорить об этом, быть может это льгота, желанный, но несбыточный сон. Действительно же - образа, много образов, сотни тысяч их... О, ужас!.. Но долой эти мысли, эта опять старая московская привычка, и дурная привычка... Итак пока все идет скорее хорошо, чем худо, и надо надеяться, что впереди также ждет «солнечный луч», как сказал бы добрый товарищ Симов. [...]

1895
138. РОДНЫМ
Петербург, 19 февраля 1895 г. 9 часов утра.
Дорогие папа и Саша!
Сегодня в 12 ч. дня соберется у меня в мастерской кавалергардская комиссия для приема образов. Состоит она из трех офицеров полка, вице-президента Академии художеств Толстого, проф. Чистякова, Парланда и, быть может, Брюллова. Закончу это письмо по окончании комиссии, а пока поделюсь с Вами кое-какими новостями. В четверг на Передвижной был государь с государыней и великая княгиня с князьями. [...] Государь купил Шишкина (слабую), очень слабую Брюллова, государыня - хорошую вещь Дубовского. Но кроме этих незначительных вещей государем приобретен «Ермак» Сурикова - приобретен за 40 тысяч (оказывается, эта сумма наибольшая, за которую покупались когда-либо русские картины. «Фрина» заплачена 15 тыс., «Грешница» Поленова 30 тыс. и «Запорожцы» Репина - 35 тысяч). «Ермак» был еще в Москве запродан Третьякову за 30 т., но государь, узнав, что вещь приобретена Третьяковым, сказал, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее» (Публичную библиотеку переносят в Михайловский дворец, а на месте нее будет национальный музей, об котором когда-то говорил покойный государь). Итак, Суриков теперь обеспечен на всю жизнь, обеспечены и девочки его. Лучшего желать было нельзя. Его радости не было границ. Первое, что сделал он, как узнал о покупке, - истово перекрестился, потом заявил, что ставит дюжину шампанского (но не поставил). Выставка открылась на другой день. «Ермак» импонирует всей выставке, это, несомненно, произведение великого таланта, и что бы ни говорили люди и людишки, вроде вчерашнего репортера «Нового времени», а значение картины Сурикова огромно, этот холст останется навечно свидетелем того, что среди русских людей встречаются нередко люди гениальные... А травля началась! Сейчас опять прочел статью «Нового времени». Теперь нужно ждать Стасова в «Новостях», что-то старик скажет? [...]

2 часа дня
Только что кончилась комиссия, образа приняты. Очень всем понравились; кавалергарды благодарили, оригиналы пойдут в полковую церковь, а эскизы в полковое собрание. Особенно были милы и любезны Дашков и Кознаков. Также очень понравились образа и Толстому. Но особенно ратовал за меня Чистяков, а более других критиковал Боткин (этого господина все помнят и всякому он что-либо напакостит). В общем образа прошли неожиданно успешно. Три-четыре замечания, которые необходимо исправить, и потом - расчет. [...]

139. В.К.МЕНКУ
Петербург, 24 февраля 1895 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Вы, конечно, - очень интересуетесь тем, что делается в обеих Академиях: художеств и наук... Выставки передвижников и петербургских художников служат как бы оттенком одна другой. Свежесть первой составляет контраст ординарности и вялости второй. У передвижников «Ермак» (купленный государем за 40 000 руб.) составляет, конечно, центр выставки, и хотя так называемая «критика», а за ней и публика, довольно к картине Сурикова на этот раз равнодушна, тем не менее по отзывам художников (таких, как Репин, Куинджи и др.) - произведение это есть несомненное событие: огромное воодушевление картины, героический оттенок ее дает ей право стать в ряд первоклассных художественных произведений. Картина была куплена еще в Москве Третьяковым, но государь сказал, что такое явление в искусстве редко и картина должна принадлежать государству. Теперь Суриков и его дети обеспечены, чему нельзя не порадоваться. За Суриковым идут Архипов и Апол. Васнецов. Первый со своими двумя жанрами «Лед прошел» и «Отдыхом» ярко блестит красками, чудной обаятельной теплотой и искренностью. «Лед прошел» может быть причислена к лучшим его работам, и жаль, что Павел Михайлович прозевал эту вещь. Апол. Васнецов выставил несколько картин, но «Элегия» и «Кама» из них заслуживают внимательного к себе отношения. Это несомненно поэтические вещи. В одной из них ярко выраженный романтизм, в другой - суровая поэзия преддверья Сибири - Камы. Пока картины еще не проданы, но они, как и Архипова, очень всем (и художникам, и публике) нравятся. Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трех вещах хорош, но в общем нонче не силен. Портреты Серова и Репина очень хороши. Тонки по краскам и интересны по композиции. Недурен «Влад. Соловьев» Ярошенки. В члены выбраны два Богданова (один Вельский), Ендогуров и, кажется, Корин. Вещи их не превышают среднего уровня. Интересен «Город» Светославского, Костанди, Кузнецов. Старики из рук вон плохи, особенно Брюллов и Лемох, Маковский тоже все больше и больше начинает походить на пресловутого Лейкииа. Пимоненко остается в искусстве неизменным «мещанином». Вот Вам беглый перечень Передвижной выставки. У петербургских художников хоть шаром покати, буквально не на чем остановиться, все или нахальство, вроде Сергеева, или такой Беркос, что только рукой махнешь. Есть здесь и еще две-три выставки: акварели, печатного дела и еще какие-то, но на них я еще не был, некогда, с утра занят до вечера. Хочется скорее к вам на юг, хотя признаки весны заметны и здесь. Проф. Кайгородов уже насторожил уши и начал свои забавные бюллетени о грачах и другой весенней птице, и как только грачи в Питере, я из Питера. Устал изрядно. Теперь работаю в мастерской (на постройке храма Воскресения) большой картон для наружной мозаики храма, картон этот около 13 арш. делается в один тон, для красок же написан эскиз в половину натуральной величины. Образа Александра Невского и «Воскресения», заказанные офицерами кавалергардского полка, мною уже написаны и благополучно сданы. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100