На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

108. РОДНЫМ
Сицилия, Палермо. 17 июля 1893 г.
Дорогие папа, мама и Саша.
Пишу вам последнее письмо из Палермо.
За эти дни был в Чефалу, где видел все, что надо. Собор большой с остатками мозаических изображений в апсиде (алтаре). Содержится собор плохо, грязно и не ремонтируется, все разрушается постепенно. Город Чефалу маленький, что-то вроде Стерлитамака. [...] В Палермо время прошло за посещением Падатинской капеллы, которую я осмотрел внимательно, по нескольку часов бывая там. Что следует - зачертил и купил фотографических снимков с больших, интересных изображений, как в капелле, так и в Монреале. Кроме того, написал два недурных этюда, один в серый день, что здесь редкость, это было вчера, шел даже дождь.

109. А.В.НЕСТЕРОВОЙ
Рим, 19 июля 1893 г.
Дорогая Саша!
Вот я и опять в «Вечном» городе. Сегодня около двух часов дня увидел купол св. Петра, возвышающийся над Римом, как великан перед пигмеями. Утром рано увидали Везувий, Неаполь. Я решил проехать Неаполь мимо, так как там дела для меня нет, а развлекаться некогда, и в тот же день, как я сказал, был в Риме, отыскал рекомендованный Павловским отель «Мария Розаде» (Via Aurora) и расположился в небольшой комнате с прекрасным видом на окрестности Рима (Кампанья). Выспавшись после дороги и узнав, что профессора Айналова еще нет дома, я пошел на почту, где и нашел два ваши письма, одно из Афин, другое римское. Спасибо вам за них. Олюшку благодарю за заграничный рисунок и за письмо. Рад, что вы здоровы. Пишите теперь в Равенну - до 15-го буду, там, до 20-го буду в Венеции (Ravenna, Venezia, как писать). Почту нашел скоро, прошел по Via Corso, все так же, только почище, чем раньше, возвращался домой через Via Sistina, зашел в тот дом, где жил. Русские все уехали отдыхать в Кампанию, зашел в ресторан «Чезаре». Сам сеньор Чезаре постарел, поседел. Возвратившись домой, я познакомился с профессором Казанского университета Айналовым, который здесь, как и по всей Европе, изучает то же, что и я, - мозаики и вообще древнехристианское искусство. К нему у меня была карточка от Павловского. С Айналовым поговорили, благо есть о чем. Он мне будет очень полезен. Он Рим с этой стороны знает обстоятельно. С ним условились вместе обедать у Чезаре (Via Sistina и Via Aurora рядом почти). Завтра с утра начну с Сан-Джовании ин Латерано - дела будет довольно. [...]

110. М.М.НЕСТЕРОВОЙ
Рим, 22 июля 1893 г.
[...] Теперь наслаждаюсь римским воздухом, он, как и сам Рим и римлянки, в этот раз особенно мне нравится, думаю, жаль будет и расставаться. С утра усердно посещаю церкви и музеи. Вчера был в Ватикане, вспомнил опять то, чем наслаждался четыре года тому, любовался на Рафаэля, на лучшие его работы, писанные им в самый его расцвет от 25-28 лет. Был вчера же в Санта-Мария Маджоре, там мозаики IV века, чудные, еще не виданные мною по краскам. Третьего дня был в музее и соборе Сан-Джованни ин Латерано, в музее много фресок из катакомб. Потом зашел в небольшую церковь Санти Куатро Коронати (четырех мучеников-художников, казненных за то, что они отказались расписывать идолов). Там фрески из истории Константина. Сегодня тоже намерен побывать в двух-трех интересных местах. Даже во время отдыха работаю с фотографиями Айналова, снятыми им в Париже со знаменитой парижской Библии. Айналов, узнавши, что я тот самый, который написал «Отрочество Сергия», оказался большим моим почитателем, и мы теперь все свободное время проводим в разговорах, он мне многое поясняет, и, словом, это знакомство в Риме для меня клад. Он еще молодой человек лет 35-36-ти, в направлении и даже в симпатиях наших много общего (даже чай оба любим пить и пьем его здесь у милейшей старухи Марии Розады, у которой за ее 20 лет содержания пансиона для приезжающих перебывало нашего брата очень и очень достаточно... [...]

111. А.А.ТУРЫГИНУ
Рим, 26 июля 1893 г.
Здравствуй, Александр Андреевич, вот тебе небольшой отчет о римских своих впечатлениях: здесь я вторую неделю и успел бегло осмотреть все, что значилось в моей программе по моей специальности. Лучшее из виденного - это, несомненно, мозаики двух близко отстоявших одна от другой церквей - Санта-Мария Маджоре (Мария в снегу) и Санта-Пуденциана, обе они ранней эпохи христианства (IV века), в первой из них, более великолепной (одной из блестящих базилик Рима), сохранилась, кроме апсиды, еще серия мозаик из библейской истории, чудных по колориту, такого подбора цветов, их гармонической комбинации мне еще не удалось видеть. Они напоминают мне - и служат как бы прототипом в смысле красок - живопись Веронезе и Тициана. Кроме того, мозаика в с. Пуденциане важна как единственный исторический документ, дошедший до нас, о Иерусалиме время Константина Великого и о том кресте, который воздвиг этот император на Голгофе.


Дальше »

Из писем Нестерова: "Видел на днях Дункан. Получил огромное наслаждение. Этой удивительной артистке удалось в танцах подойти к природе, к ее естественной прелести и чистоте. Она своим чудным даром впервые показала в таком благородном применении женское тело. Дункан — артистка одного порядка с Дузе, Девойодом, Шаляпиным, Росси, словом — гениальная... Поскольку она «иллюстрирует» Бетховена или Шопена — это меня (а может быть, и ее) мало занимает. Своим появлением в мир хореографии она внесла струю чистого воздуха, и после нее на наш балет невольно будешь смотреть, как на раскрашенную красавицу в ловко сделанном парике и отличном корсете. Как пошлы и лживы после этой божественной босоножки — все «стальные носки»! Смотреть на Дункан доставляет такое же наслаждение, как ходить по свежей траве, слушать жаворонка, пить ключевую воду... Успех она здесь имеет громадный..."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100