На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

104. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 9 мая 1893 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, пользуясь праздником и дурной погодой. Выйдет ли письмо занимательным - не знаю. В твоем последнем письме есть много замечаний, на которые можно бы говорить пространно, но неудобство переписки и неуменье вести таковую заставляют отложить эти разговоры до личного свидания, которое едва ли состоится скоро, конечно, если не произойдет чего-либо необычайного (вроде поездки твоей в Киев и т.п.)... Я же в ваш Питер теперь попаду через год или два - не раньше. Недавно комитет сделал предложение мне: исполнить образа в два иконостаса (диаконика и жертвенника). Это последняя живописная работа в храме. Она очень ответственная по своему видному положению (внизу) и по соседству с главным иконостасом, исполнением которого занят В.М.Васнецов. Я гляжу на эту работу серьезно и постараюсь отнестись к ней со всей искренностью и простотой художественного чувства. Для знакомства же с древнехристианским искусством в подлинниках на месте думаю поехать (если не будет сильной холеры или чего-либо неожиданного) в Италию. На этот раз путешествие мое начну с Константинополя, где осмотрю что следует, и через Грецию (заеду в Афины и на Афон) проберусь на юг Италии - Сицилию (Палермо), познакомлюсь с мозаиками Монреаля и др., что нужно -зачерчу и двинусь на север. Осмотрю мозаики Рима, проеду потом во Флоренцию (это моя слабость) и затем кончу Венецией и Равенной. Проезжу месяцев около трех и тогда уже примусь за эскизы новых иконостасов: в них восемь образов (по 3,5 аршин каждый), срок же окончания работ - через год... Вот если бы ты был похрабрее и не обленился бы так, - то можно бы поехать вместе, авось не подрались бы... Ты пишешь в последнем письме, что где-то есть статья про собор, да еще и с рисунками. Не помнишь ли, где и что это за рисунки? Воспроизводить таковые пока право никому не дано, и потому интересно, кто этим занимается (готовится к освящению соборное издание, на которое ассигновано 10 000 р.) Если помнишь, где ты видел это, - напиши. [...]

105. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 17 мая 1893 г.
Глубокоуважаемый Владимир Григорьевич!
Благодарю Вас за присылку изданий «Посредника». На любезное письмо Ваше я ответил бы раньше, но желание ознакомься с полученными книгами удержало мое намерение о настоящей минуты. С некоторыми из присланных сочинений я знаком был а ныне, но кое-что пришлось прочитать впервые, и вот впечатление, вынесенное мною из прочитанного: в рассказах Чехова на этот раз виден не столько «художник», только способный «наблюдатель врач», и как психологические исследования они интересны (факты нередко взяты случайные и единичные), но могут ли они быть полезны для больного - усталого теперешнего «интеллигентного» читателя, то один бог ведает... Прочие рассказы и статьи (оставляя их общий оттенок) конечно, выбраны с большой осмотрительностью и читаются с большим интересом. Просматривая «Цветник», я заметил, что при выборе статей из жития святых редакция без достаточного внимания относится к своему родному, тогда как знать своих родных, близких сердцу, славных и добрых предках, потрудившихся столь много для своей земли, было бы естественной потребностью народа. (Мне думается - раньше, чем знать о подвигах Геркулеса, нужно знать о таковых же Ильи Муромца, Добрыни и пр.) Из православных русских угодников посчастливилось одному Феодосию Печерскому, а у нас на Руси каждый из таковых святых имеет за собой свою трогательную, глубоко нравственную, поучительную духовную и общественную историю. Имена подобных деятелей, думается мне, должны быть внесены в память народную первыми. Ваше предложение иллюстрировать что-либо для Цветника» мне очень симпатично, и при первой счастливой мысли я это попробую сделать. [...]

106. А.А.ТУРЫГИНУ
Палермо, 12 июля 1893 г.
Здравствуй, Александр Андреевич, письмо твое я получил в день приезда же и вот сажусь, чтобы поделиться с тобой «чем бог послал»... Начну с Одессы, города европейского в полном значении этого слова, тут не надо искать «русского духа» - его здесь нет и не найти его. Прекрасный театр завершает внешний вид Одессы... Дальше - пароход [...] «Царица» и два дня благополучного плавания по морю до Константинополя. Обстановка в монастырском Пантелеймоновском подворье, приличный вид и поступки, достойные звания Афонских братии... сотня тысяч красных фесок, грязь Галаты, и европейский шик Перы, и нищета Стамбула (так называют три части города). Айя-София - мечеть; для нас св. София - великолепный храм нашему богу, с гениальным творчеством и блеском задуманный и исполненный; равного по близости выполнения идеи к христианским мечтаниям я ничего не видал, тут небо сильной рукой опущено на землю. Храм Петра в Риме не поражает так своим ансамблем... Это теперь, что же было тогда, при Юстиниане??!!


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100