На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

1893
88. РОДНЫМ
Москва, 16 января 1893 г.
[...] Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова и прекрасной картиной Архипова. Потом был у Степанова, который пишет милую вещь: «Облава на волка». Архипова не застал. В четвертом часу поехал к В.М.Васнецову. Его не было дома, но встретили очень радушно. Посмотрел без него картон «Страшного суда». Картон даже и для Васнецова очень хорош. С Виктором Михайловичем встретились как нельзя лучше. Он много извинялся, что не писал мне; в школе получил письмо от бывшего абрамцевского учителя и Черткова, последнее письмо крайне любезно, обещается выслать мне новое свое издание «Для интеллигентного читателя». Посмотрим, но, верно, не обошлось без Толстого. Из слов и разговоров с Васнецовым видно, что отношение ко мне в Москве не изменилось к худшему, как Третьяков, так и Мамонтов заинтересовались как картиной, так и вообще, что делаю я. Хотя это и не увеличивает надежду на Третьякова, он, кроме Архипова, не посетил никого и у Архипова вещи еще не взял. К обеду пришел Аполлинарий, который тоже извинялся, и я его, кажется, жестоко сконфузил. Потом приехал Светославский. После обеда я отправился слушать очень жиденькую оперу «Деревенское рыцарство» и очень интересную и драматическую оперу в 2-х действиях «Паяцы» (Частная опера). Сегодня на обед и на вечер отозван к Васнецову, который завтра утром уезжает и, следовательно, картину не увидит. Утром был у Аполлинария, видел редкостно интересные вещи: «Долина Ика» и «Горное озеро». С завтрашнего дня картину могу показывать. Номер довольно удачный: перед окнами Ильинские ворота и Кремль. Плачу 2 р. в сутки, проживу числа до 29-30-го. Третьего числа последний срок доставки в Академию наук. По слухам, интересны вещи у С. Коровина, Архипова, Сурикова (у всех я буду па днях). Одна вещь у Левитана («Владимирская дорога»). [...]

17 января 1893 г. Воскресенье
Сегодня как проснулся, конечно, сейчас же к картине, но так как день сегодня серый, то в девять часов еще было видно плохо. Теперь же прояснилось, и можно судить смелее. Что картина в раме выиграла - это не надо и говорить. Она очень стройна по композиции, и есть в ней тон, голова Сергия имеет выражение. Но также стали ясны и ее недочеты, которые думаю на днях уже исправить. Это некоторая жидкость тона наверху картины (в тенях хвойного леса), а также кое-где резкость - все это, думаю, не особенно важно и легко исправимо. Во вторник узнаю мнение постороннее. Сегодня уезжает В.М. Вчера я у него обедал и провел вечер. Часов в 8 приехал Поленов, потолковали, маленько выпили и разошлись с миром. Поленов будет, вероятно, па неделе. Сегодня пойду к Левитану, к С.Коровину, а вечером - к Сурикову. [...]

89. РОДНЫМ
Москва, 20 января 1893 г.
[...] Воскресенье все прошло в разговорах и спорах. Утром пришел Паршин, с которым проболтали часов до двенадцати, после чего пошли к Симову, где тоже было немало разговору. Потом к Светославскому в мастерскую и, наконец, обедать у С.Коровина. После обеда поехали к Сурикову, а вечер закончил у Светославских дома в жесточайших спорах и вернулся домой в 3 часа ночи. У Сурикова были с Аполлинарием и видели новую картину Сурикова «Христос исцеляет слепого». Картина небольшого размера. На первом плане сидит фигура слепого с протянутыми руками к солнцу, которое врывается между колоннадой храма. Больной только что прозрел и увидал мир божий в его праздничном виде, залитый солнечным светом. Христос одной рукой прикасается к правому глазу, а другой дотронулся до руки больного. И как бы через эти руки пропускает целебный ток своей благодати. Выражение Христа уверенное и спокойное, настроение его мистическое, а больной вполне реален и рад своему исцелению, как всякий больной. В общем, впечатление очень сильное и своеобразное, картина колоритна, но слабо нарисована. У него два раза был Толстой Л.Н., в восторге от слепого и негодует на Христа. [...] Сейчас был Левитан и Милорадович. Картина очень нравится. [...]

90. РОДНЫМ
Москва, 21 января 1893 г.
[...] В понедельник был у Ступина, встретились очень радушно, надарил он мне детских книжек и звал обедать в воскресенье, вероятно пойду, на днях и он придет ко мне. Вечером был у Переплетчикова на званом вечере. Со вторника открыл картину. В этот день видели: Симов, Светославский и Аполлинарий. Вещь всем очень понравилась, и Аполлинарий нашел ее несравненно выше прошлогодней. Вчера (в среду) были Суриков и Сергей Коровин, Как тот, так и другой наговорили мне много приятного, находят картину своеобразной, чисто русской, хорошо скомпонованной и рисованной, очень нравится тип и выражение лица. Суриков сделал кое-какие замечания, которые я уже исправил, а Коровин много раз благодарил меня за хорошее удовольствие. Но что интересно - это мысль Сурикова назвать картину не «Юность Сергия Радонежского», а словами знаменитой молитвы: «Слава в вышних богу и на земли мир, в человецех благоволение», молитва эта будто бы очень ярко поясняет мою картину, дает простор мысли и чувству и освобождает меня от возможных придирок к историческим неточностям. Мысль эта очень смелая, и мне нравится, и, быть может, я ею воспользуюсь. Вечером был у Мамонтовых, сегодня иду (четверг) к Поленовым, на этой неделе как те, так и другой будут у меня.
Третьяков не бывает нигде пока. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Я впервые был на выставке, да еще на какой, - лучшей в те времена!... Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего, знаменитой "Украинской ночью" Куинджи. И что это было за волшебное зрелище, и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно. К Куинджи у меня осталась навсегда благодарная память. Он раскрыл мою душу к природе, к пейзажу. Много, много лет спустя судьбе было угодно мое имя связать с его именем. По его кончине я был избран на его освободившееся место как действительный член Академии художеств."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100