На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

Проездом через Москву в Киев был на выставке Репина, видел «Запорожцев», что сказать о них? Мне думается, что картина эта была бы лучше, если бы была немного хуже, право! Смотрел и Ваш портрет. Он похож в общем, но такие лица, как Ваше, Репину редко удаются. Лучшие вещи - это этюды с д-ра Павлова и Л.Н.Толстого (в кабинете). Теперь снова в Киеве, на покое. Здесь у меня еще дела достаточно. Нужно к 93-му году написать два иконостаса, к которым готовы пока только лишь эскизы. Работа приятная, ряд симпатичных образов дает возможность отдохнуть душе, а значение самого дела придает энергии. Работы Васнецова двигаются вперед. Сейчас он занят окончанием трех потолков, на которых в чудных образах ему удалось разработать древнюю тему - «Единородный сын». Это целая поэма, величественная и трогательная. Талант этого необыкновенного художника все растет и, сравнительно молодой годами (ему сорок четыре года), он дает право думать, что собор св. Владимира есть только начало его вполне зрелого творчества. И дай бог, чтобы было так! [...]

77. В.Д.ПОЛЕНОВУ
Киев, 2 апреля 1892 г.
[...] Недавно мы проводили в Москву В.М.Васнецова, теперь, с отъездом его, у меня порвалась последняя живая связь с художественной Москвой. Характер киевских художников менее всего подходит к нашему московскому, художественные интересы и взгляды здесь более сродни с петербургскими, только еще мельче и простодушнее. Занятия мои исключительно посвящены собору, хотя я и пишу дома. (Теперь усиленно приходится работать, ввиду запущенности дела.) О своем решении относительно картины я не только не жалею и не считаю его ошибочным, но все более и более убеждаюсь в правильности своего поступка. Кроме замечаний, сделанных Вами, а потом Виктором- Михайловичем, я вспоминаю еще много корректур и промахов, особенно же меня занимает и беспокоит вопрос: не слишком ли много пейзажа в отношении фигуры? И по этому вопросу хотелось бы очень слышать Ваше мнение. По газетам теперь в Москве интересная выставка в Историческом музее, мне не удастся увидать ее, так как из Киева я выеду лишь к июню.

78. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 6 апреля 1892 г.
[...] Сожалею очень, что и в это лето едва ли мне удастся повидать Вас, так как намерение мое ехать на юг едва ли осуществимо. Соборные дела и еще возможный частный заказ заставляют меня усиленно работать, и если силы мне не изменят, то думаю не давать себе отдыха до конца. Работаю пока с охотой и воодушевлением и чувствую, что то дело, которое пришлось делать мне, только и возможно делать при условиях вышесказанных, иначе шаблон, холодность и внешние преимущества подавят то, чем только и можно в данном случае подействовать на чувства и настроения молящихся. [...]

79. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, начало мая 1892 г. Глубокоуважаемый Владимир Григорьевич!
Надеюсь, что Вы не захотите поставить мне в большую вину моего продолжительного молчания, причиной которому была усиленная работа последнего времени и чрезмерное утомление; через две-три недели я думаю дать себе отдых, поселившись в деревне под Москвой. Благодарю Вас очень за добрую память обо мне; письмо Ваше, а также и Ваш подарок - «Альбом русских художников» - мною получены. Как выбор картин, так и стоимость альбома вполне соответствуют своему назначению. Особенно трогательное впечатление делает снимок с картины Репина «Вернулся» и очень сильное (хотя несколько грубое, примитивное) картина моего первого учителя В.Г.Перова: «Приезд гувернантки в купеческий дом» - это точная иллюстрация к Островскому и его «Темному царству». Присланный Вами альбом на имя В.М.Васнецова тотчас же был переслан ему в Москву, куда он уехал к своему семейству еще до пасхи и где останется до осени. В письме своем к нему я с удовольствием написал ему все то, что Вы просили сказать ему от Вас, и он, я уверен, будет очень благодарен за чувства, высказанные Вами... На Ваши сожаления о том, что высказали Вы в письме своем по поводу Л.Н.Толстого, могу сказать только то, что многие взгляды Л.Н. мне издавна были симпатичны и в принципе я соглашаюсь со многим, но думаю также, что время сильнее людей, даже если они и гениальны... В заключение мне было бы приятно знать, что Вы считаете меня более «терпимым» ко всякого рода взглядам и верованиям, особенно, если в таковых присутствует искреннее чувство хорошего.

80. РОДНЫМ
Хотьково, 14 июня 1892 г.
Дорогие папа, мама и Саша!
Не знаю, что написать вам... вся неделя прошла в гулянье. С того воскресенья в Абрамцеве гостит Беклемишев (теперь уже академик). В понедельник Мамонтовы большой компанией были у меня, пили чай, смотрели работы и т.д. На другой день я был у Васнецовых на пельменях, потом у Мамонтовых на обеде, там опять у них, затем у Васнецова, а вчера ездили компанией к «Преподобному». Сегодня Беклемишев уезжает на юг, будет в Киеве. Словом, неделя прошла весело и незаметно, тем не менее я работал: кончил «Благовещение» (оно очень всем нравится) и начал «Евангелистов», которые надеюсь до отъезда кончить, а в Уфе начну вторые царские врата. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100