На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

618. Н.А.ЦЫГАНОВУ
Москва, 29 марта 1940 г.
Многоуважаемый Николай Алексеевич!
Посылаю Вам фотографический снимок с «Осени». Он не вышел удачным, но Вы знаете картину, знает ее и П.Е.Корнилов. Очень рад, что история с передачей Русскому музею оригинала портрета И.П.Павлова, видимо, приходит к благополучному завершению. Портреты Е.С.Кругликовой и «Девушки» уже в музее. Очень сожалею, что мое недомогание не дает мне возможности написать об А.А.Рылове, да и знал я его не настолько, как других своих современников... Сурикова, Левитана, Перова... Сейчас у меня в квартире лазарет, половина ее обитателей лежит - я в гриппе, сын в тяжелой форме туберкулеза. О московских художественных музейных новостях Вы знаете. В галерее нет В.С.Кеменова, энергичного, толкового человека, о котором многие и многие (в их числе и я) очень жалеют. В.С. взят на трудную и ответственную работу. Нового директора Вы знаете, по слухам, он человек молодой, приятный, порядочный. Все это хорошо. Дальнейшее покажет время.

619. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 20 апреля 1940 г.
[...] Я понемногу работаю, написал весенний пейзаж, он видевшим его нравится... Скоро стану продолжать начатый осенью портрет скульптора Мухиной. В дни юбилейных торжеств Уфимского музея получил приветственную телеграмму более чем из ста слов. [...]

620. Н.А.ЦЫГАНОВУ
Москва, 24 апреля 1940 г.
Многоуважаемый Николай Алексеевич!
В день открытия выставки прекрасного нашего художника Аркадия Александровича Рылова шлю Вам и всем, кто потрудился над устройством ее, - мое приветствие и сердечное пожелание ей наибольшего и заслуженного успеха. В этот день, в эти часы мысленно буду с Вами, со всеми, кто любил и ценил Аркадия Александровича. Прошу Вас передать мой привет и поздравление Сарре Львовне.

621. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 23 мая 1940 г.
[...] Дни бегут, я их не вижу, так быстро они мелькают. Работать не начинал, начну, если все будет ладно после 1-го, таким образом, едва ли смогу до окончания портрета побывать у Вас в Болшеве. [...] Был сегодня в Морозовском музее. Любовался «Деревенской любовью», какая прекрасная любовь там изображена! Вообще, несмотря ни на что, там много такого что напомнило мне Италию, Венецию, былое.[...]

622. О.М.ШРЕТЕР
Москва, 2 июня 1940 г.
Дорогая моя Ольга!
Вот мне и «стукнуло» семьдесят восемь лет! В молодости, да и поздней, не думал так зажиться, и, однако, живу... День с утра начался приношениями цветов и разных даров. К 10 ч. цветы негде было ставить, комнаты превратились в благоухающий цветник. Народу было множество, были тут и ученые, и писатели, актеры, народные, заслуженные и другие, были скульпторы, художники, архитекторы, были и просто милые люди, женщины и мужчины. С.Н. сказал горячую, блестящую речь. Молодежь неистово кричала ура! Были телеграммы, письма и проч. Комитет по делам искусств прислал поздравление и пожелание, «Всекохудожник» - превосходный набор английских красок. Они были очень кстати, так как мои почти все вышли. К концу вечера я изрядно устал. Сейчас мои комнаты продолжают быть дивным садом, где цветут чудесные розы и проч. Недоставало только Ирины, она рано утром уехала со своим институтом до 12 на работы за городом. Книга моя выйдет в продолжение 1940 года, и не раньше осени. Третьяковская галерея сейчас перевешивается, пока лишь старые вещи мои будут повешены прекрасно. Мне и Левитану отдан отдельный зал с верхним светом. В.М.Васнецову, Сурикову, Репину, Серову, Поленову, Верещагину - по отдельному залу, - они представлены будут парадно в окружении нас с Левитаном. Надолго ли? На днях начну красками портрет Мухиной. Предполагал написать портрет балерины Семеновой!! Ответ был отрицательный. П.Д.Кориц написал отлично, во весь рост портрет Качалова. Он - П.Д. - сейчас признанный большой мастер. [...]


Дальше »

Вглядитесь внимательнее в согбенного старичка с неказистой клюкой в немощных руках - «Пустынник». Это первая картина, приобретенная у художника взыскательным ценителем искусства П.М.Третьяковым в свою сокровищницу - Третьяковскую галерею. Это одна из немногих работ художника, где раскрыта во всем великолепии природа родного края. Мы узнаем в ярких деталях пейзажа знакомые берега реки Демы с уральской рябиной, с темными силуэтами редких елей. А сам старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100