На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

591. М.М.МЕЛЕНТЬЕВУ
14 августа 1938 г.
Отвечаю на Ваше письмо. В первый раз Владимир Александрович был у меня тотчас по возвращении своем в Москву. Он был с К.Н.Игумновым. В.А. произвел на меня впечатление очень нервного, издерганного жизнью человека. Его наружность, несмотря на убогий костюм, показалась мне привлекательной, изысканной, но что больше всего меня пленяло - это его чудесный дар, его силуэты, остроумные, выразительные, жизненные. Я был поражен не только техническими приемами его работ, но их содержательностью, композицией, изяществом... И я был уверен, что его работы будут скоро оценены, что и исполнилось. В.А. бывал у меня не раз, преображаясь внешне и внутренне. Мое отношение к нему было неизменно искренне доброжелательное, и я был уверен, что он выйдет на большую дорогу в художестве. Я и посейчас не могу забыть его, такого элегантного, умного особым умом, умом артиста. Я очень, очень жалею о нем, о ранней и случайной его гибели. Что же касается написания его портрета, то от этого отказываюсь, т.к. пишу только с натуры, и скажу Вам, что при жизни В.А. мне не раз приходила мысль написать с него. Он был благодатным материалом для красивого портрета, увы! не современного молодого человека. Желаю Вам полного успеха в Вашем намерении почтить память чудесного молодого художника.
P.S. За фотографию благодарю, она не очень удачна - оригинал был иной.

592. Е.Е.ЛАНСЕРЕ
Колтуши, 25 августа 1938 г.
Дорогой Евгений Евгеньевич!
Сейчас подали письма из Москвы, среди них и Ваше хорошее письмецо. Спасибо за память, за ласковые слова. От Вас мне они особенно дороги. Ведь Вы знаете, как я отношусь к Вам, к Вашему художеству... А я с годами становлюсь не очень расточительным на свои симпатии. [...]

593. И.В.ШРЕТЕР
Колтуши, 25 августа 1938 г.
Здравствуй, моя милая «старшая внучка»! Из твоего письма от 19 августа (получил его 23-го) вижу, что ты толково осмотрела Русский музей. Что мои вещи повешены плохо - это я знал; говорят, что они висят так «временно», как и Врубель. Посмотрим... Ты пишешь, что тебе не даются «яркие краски». Добивайся не яркости, а гармонии: она даст тебе и яркость. Хорошо запомни это. Твоя поездка, полагаю, даст тебе разнообразную пользу. Наберись сил на осень и зиму. Завтра ты выезжаешь в Москву, и это письмо придет туда одновременно с тобой. Мы живем здесь прекрасно. Пробудем до 1-го, а 5-го надеемся быть в Москве (дня три-четыре останемся в городе).

594. Ф.С.БУЛГАКОВУ
Колтуши, 26 августа 1938 г.
Дорогой Федя!
Вчера получили кучу писем из Москвы, среди них было и Ваше хорошее письмо. Видимо, Вы Тебердой довольны. Теперь надо пожелать, чтобы она осталась довольна Вами... То, что Вы не слушаетесь «старших» - понятно. Однако все же не растрачивайте сил понапрасну. Берегите их, как бы ни вкусна была малина, - один-два раза малину можно променять на Тициана и Рембрандта, а затем надо Тициана все же предпочесть малине. Все Ваши планы мне нравятся (поездка на озера, туда-сюда), но все они хороши при одном условии для нас, художников: искусство прежде всего. Ему, как Ваалу или более родственному нам Перуну, понесем наши жертвы, таланты, силы, энергию. Чтобы не впадать в «учительный» тон, скажу Вам: работайте, а там, осенью, будем живы, во всем разберемся. Мы вторую неделю живем в любезных нам Колтушах. Живем в условиях чудесных и так думаем пробыть еще недели две, а там домой, на Сивцев Вражек, куда и пишите нам о своих достижениях. Я работал над статьей о П.М.Третьякове, быть может, она появится в одном из журналов. Погода больше «серенькая», но не без приятности. Впереди: Эрмитаж, быть может, Павловск.

595. П.Д.КОРИНУ
Москва, начало сентября 1938 г.
Дорогой Павел Дмитриевич!
Получил Ваше письмо. Рад, что «родимая сторонка» Вам по-прежнему мила. Отдыхайте, отдыхайте, а приедете в Москву - за дело. Ждут Вас две модели... одна другой интереснее. Мы живем по-прежнему, ничего не изменилось в нашей жизни. Бывают друзья-знакомые. Сегодня звонил Иван Митрич. Работает над двумя памятниками Горькому да над группой к американскому нашему выставочному павильону. Об искусстве с ним говорить приятно. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100