На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

578. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 30 декабря 1936 г.
[...] Недавно, после долгих и тяжких страданий, не стало старого приятеля, академика Ал. Ник. Северцова, и он в отходящем году третий из моих «моделей» помер. Не стало Павлова, нет Черткова и вот сейчас Северцов - и все люди большие, вошедшие в историю русской культуры. Отображения всех трех сейчас остались на стенах Третьяковской галереи. Работаю я мало, «гриппы» минувшего года отозвались и на мне, порядочно постарел. Однако сейчас работаю над большим портретом, очень трудным и ответственным, хотя, по обыкновению, и не заказным. [...] Зима у нас наконец установилась, но ни санок, ни троек не видно, по новым улицам Москвы мчатся линкольны, лимузины и просто ваньки-фордики. Ушла старина, пришла новизна.

1937
579. А.А.РЫЛОВУ
Москва, 15 января 1937 г.
Дорогой Аркадий Александрович!
Спасибо Вам за память и поздравление меня с Новым годом... Полюбовался на открытке на чудесный Ваш, такой «рыловский», такой русский, русский пейзаж и стало хорошо на душе, хорошо, что Вы здравствуете и работаете во славу нашего родного художества. [...]

580. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 21 января 1937 г.
[...] У нас открылась третьего дня выставка (удивительная) Сурикова. Приедешь, непременно побывай там с мамой. Репинская, перегруженная всяким ненужным вздором, кажется, рядом с Суриковым, ослабленной... этим вздором, отсутствием чувства меры, такта и проч. Сурикова, по мне, можно поставить сейчас же после Иванова, Брюллова. Мой портрет двигается. Модель находит, что она на портрете - «душка», а я ей говорю, что мне душку не надо, а надо Держинскую. В общем, надеюсь недели через две кончить, и, быть может, тогда ты его увидишь, если не у меня, то у нее. [...]

581. Т.В.САВИНСКОЙ
Москва, 1 марта 1937 г.
Глубокоуважаемая Татьяна Васильевна!
Я только что узнал о кончине дорогого Василия Евменьевича. Несказанно был огорчен этой вестью. Я давно знал и любил Василия Евменьевича, любил его цельную природу, его талант, ум, благородство... Его не стало, и что-то ушло для меня из жизни, всегда душевно близкое, поучительное, на чем я нередко проверял себя, свою жизнь, поступки... Мне хочется в эти скорбные дни пожать Вам руку, сказать, что к Вашему горю, особенному горю, горю любящей дочери, многие годы так заботливо, нежно оберегавшей покой, здоровье, наступившую старость, я, в числе других, присоединяю свое чувство признательности Вам за друга, за большого художника, превосходного человека.

582. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 2 апреля 1937 г.
[...] Статья моя о Крамском может появиться в «Советском искусстве» во время или перед открытием выставки Ивана Николаевича в Москве, как слышно, в мае. В номере 10-м есть моя статья о Сурикове, а в номере 13-м - плохой снимок с портрета артистки Держинской - родом киевлянки (последняя моя работа). Что касается выставки Репина и якобы моей, то таким я не очень сочувствую. Рисковать Репиным, Суриковым и Рембрандтом - слишком опасная затея, повторить их ведь нельзя. Возможность моей выставки отпадает, хотя бы потому, что я еще год назад, во время 50-летия моей художественной деятельности, отклонил намерение Комитета по делам искусств устроить мою большую «персональную» выставку в Москве. Я, видимо, старею и все больше и больше не люблю «шумиху». [...]

583. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 26 апреля 1937 г.
[...] Дела мои все в том же порядке, как в последние годы, только здоровья поубавилось, что и понятно, т.к. через месяц «стукнет» семьдесят пять. Вот как быстро пролетела жизнь. Работаю я мало, последний портрет мой (с Держинской) нравится, но он еще у меня. Сейчас «забавляюсь», пинту и печатаюсь в «Советском искусстве», кое-что из воспоминаний (Суриков, Крамской). На Парижскую выставку пойдет мой портрет (последний) с И.П.Павлова. Лето мое, если все будет благополучно, складывается так: раза два съезжу в Мураново, а в июле поеду в Колтуши к Павловым. [...]

584. Е.А.ПРАХОВОЙ
Москва, 29 июня 1937 г.
Дорогой друг мой!
Это письмо передаст Вам Лина Михайловна По. Лина Михайловна слепой скульптор, очень талантливый. Еще недавно, года два-три, она была балерина, тоже талантливая, но грипп с его последствиями превратил ее, очень милую, славную, в скульптора. Она с большим успехом сейчас участвует на выставке московских скульпторов. Вы, моя дорогая, как никто, можете ласково и нежно принять ее, а потому я и посылаю ее к Вам пока вместо В.М.Мещериной (Грабарь), о которой, помнится, я писал Вам. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100