На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

548. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 21 августа 1934 г.
[...] Вчера, за утренним чайным разговором впервые пришла мне мысль написать с И. П. еще портрет большой, композиционный портрет вместе с Верой Ивановной, - этим двойником Ивана Петровича, о чем я и поведал ему, и, представь, не нашел, чего боялся, - он принципиально согласен, дело осталось за малым: нам обоим 157 лет, и вот тут-то и «заковыка», - что с нами будет через год, будем ли мы оба такими «молодцами», как сейчас, или от нас останется только труха. Сегодня (только что) разговор на тему о портрете продолжался с большими подробностями. Он у меня рисуется сложным, и если ему суждено быть осуществленным, то это будет ладно: ведь я считаю первый лишь этюдом, второй будет полной характеристикой отца и дочери. Дал бы бог дожить и хорошо осуществить эту затею. Уж одно то в этой затее хорошо, что этой мыслью я буду жить, поддерживая в себе угасающий огонь. Ведь старость - вещь серьезная и, как гласит китайская мудрость, «старость есть огонь на сквозном ветру», - вот тут и поди! [...]

549. Е.А.ПРАХОВОЙ
Колтуши, 26 августа 1934 г.
Дорогой и милый друг мой!
Я снова попал в Колтуши, куда меня пригласил Павлов, и я с большой охотой отозвался на это приглашение. Живу я в обстановке, о которой мы хорошо позабыли, комфорт и довольство здесь полные, а любезность хозяев трогает меня. Утренние беседы с Иваном Петровичем интересны, полны жизни и увлекательности, этот знаменитый старик в свои 85 лет еще юн. Ум его светлый, ясный, прямой и благородный, увлекает слушателя, он всегда полон новых наблюдений. Неусыпный анализ жизни в бесчисленных ее проявлениях всегда полон неожиданных новинок. Утренние наши встречи за чаем - часто целью откровения для моего достаточно невежественного разумения. В 72 года я охотно учусь многому, как студент первокурсник. Семья, очень дружная, на этот раз довольно многочисленная, сейчас здесь живет старший сын, профессор-физик, с женой и двумя прелестными, хорошо воспитанными девочками, затем дочь, очень похожая лицом и темпераментом на отца и работающая у него в институте. Тут же и неизменный друг Ивана Петровича - его жена, - умная тактичная старушка 75 лет. В скором времени это общество пополнится вторым сыном с женой, они сейчас путешествуют по Волге. Вот какое мое окружение. Колтуши - небольшое финское селение в 25 верстах от бывшей столицы. Сейчас оно оживлено большим строительством - биологической станции имени И.П. Это целый ученый городок, где идут большие работы по методам знаменитого ученого. Я среди этого мира казался бы большим анахронизмом, если бы И.П. не высказывал с давних пор большого интереса к живописи и мы, художники, не были бы подвержены его ученым наблюдениям. Его выводы из этих наблюдений очень интересны. По его заключениям наша категория людей искусства тоже кое на что годится, и это так приятно, и еще сегодня за завтраком он горячо говорил в нашу пользу. Я здесь пробуду числа до 1 сентября, а затем, осмотрев Эрмитаж и Русский музей, возвращусь в дом свой. Дошли ли до Вас вести о новом моем художественном детище. Оно родилось, можно сказать, столь же неожиданно, как и вдохновенно. Это портрет скульптора (очень даровитого) Иванова-Шадра. Портрет готов, и его очень хвалят, а я этому и рад... Подумайте, - какая беспокойная натура у Вашего престарелого друга. Пора бы и уняться, так нет же!..

550. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 27 августа 1934 г.
[...] Эти дни много рисую с Ив. П. во всех положениях, есть и за работой в саду, кое-что удачно и может пригодиться для портрета. Сейчас, до отъезда, необходимо сделать несколько набросков с Веры Ивановны. Она согласилась мне помочь. Вообще творчество во мне «клокочет», и если бы было время и краски, то портрет можно было начать хоть завтра, - настолько его композиция разработана подробно. К великому сожалению, надо ждать, и ждать целый год, а нам с И.П. едва ли придется дожить до ста лет... едва ли... Погода дивная, был у обедни, в успеньев день пойду опять. Здесь и священник хорош, и служба тоже, напоминают митрополита Алексия... Сегодня подарил Т.Н. набросок с детей. Вс. Ив-ча ждут со дня на день. Это письмо, вероятно, последнее из Колтуш. Время здесь пролетело совершенно незаметно. Я уже и писал тебе, как я здесь прижился, чувствую себя прекрасно, отношения ко мне лучше желать нельзя. Много мечтаю о портрете, - эта главная тема моих дум пока тут еще много препятствий: на будущее лето у И.П. два конгресса, один в Лондоне, другой здесь под его почетным председательством. Вот тут и надо улучить время для написания будущего «шедевра». Хорошо, что обе модели готовы способствовать моим мечтам и их осуществлению. Пока что о портрете никому ни слова... На модели свои взираю сейчас «жадными глазами», вот так бы сейчас взял и написал бы обоих. Неистовый старик. [...]

551. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 28 августа 1934 г.
[...] Со вчерашнего дня начал делать наброски с Веры Ивановны. Лицо интересное, но трудное, а так как в композиции оно необходимо, то и следует все трудности преодолеть. Самая большая «заковыка» - это благополучно дожить до следующего лета и не утратить то, что надо иметь для хороших результатов в портрете: мастерство, свежесть чувства и проч. При малой своей практике до чего очевидно, насколько удобней, покойней и приятней писать портрет со своего брата-художника, как бы он требовательным ни был, его требовательность толковая, «придирки» разумны, а его помощь безмерна, однако нельзя же писать весь остаток жизни с одних художников. И так их написано мной достаточно. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100