На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

545. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 30 июля 1934 г.
[...] Я отправился к Александру в мастерскую. Он и Танечка были дома, оба счастливые, поправившиеся. Посмотрел портрет, остался доволен, постучал к Александру, он пришел и очень похвалил работу, сказал, что Шадр выпадает из всех моих портретов. Что это едва ли не самый из них сильный - реальный. Я был рад, отправился на Кузнецкий в «Художник», там встретил Славинского. Он затащил к себе в кабинет. Созвонились с Шадром, он выздоровел, но сегодня вечером едет на Урал за мрамором. Явился Кончаловский и пошел... начали друг друга превозносить. Тут удержу не было. Оказалось, что «Сережа» равен портретам Репина лучшей поры... Явился Шадр, и тайна того, что я с него пишу, открылась! Сговорились на сегодня с утра (с 9 часов) работать, может быть, успею написать руки, едет Шадр дней на десять-двенадцать. Пили чай, бойко болтали, получил подарки (карандаши - настоящий Фабер) и новые издания «Художника». Затем на ихнем автомобиле был доставлен в галерею, там тоже одни приятности; директором назначен старик Кристи, что был и раньше. Он хороший, честный. «Старички» и «Молчание» повешены идеально, так же как и портреты. Рамы готовы, Кристи в разговоре высказал пожелание иметь «для симметрии» к трем уже висящим портретам четвертый, я обещал ему сказать, когда будет готов Шадр. (А Кончаловский со Славянским болтали о том, что надо приобрести у меня «Сережу»; я, как мог, «брыкался».) [...]

546. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 4 августа 1934 г.
[...] Я кончил портрет, он удался, многие уже видели, очень хвалят, находят его одним из самых лучших моих портретов, «неожиданным» и проч., говорят, что он должен быть в галерее и т.п. Я тоже думаю, что портрет удался, живой, свежий, реальный, как ни один предыдущий. Вот какой старик молодец! Приехали Павловы (сын с женой), привезли письмо от стариков. Они зовут меня на август в Колтуши, - раздумываю, [...] может быть, придется начать еще портрет женский (Е.П.П.), и тогда не до поездок; однако это дело еще не решенное. [...]

547. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 17 августа 1934 г., 8 часов утра
Вот я и опять в любезных Колтушах! Все еще спят, и только на дальней скамейке сидит какая-то бодрствующая женская душа, кто - не разберу... Погода тихая, ясная, славное северное утро. Доехал я вполне благополучно, пыталась со мной повести беседу моя визави, не удалось, так и доехали в «молчанку». На вокзале меня ждал Анд. Ник. Потемкин на чудесном «линкольне» (с собачкой), и мы плавно покатили по уже проснувшемуся Невскому. Заехали в аптеку за боржомом, и дальше. Сидя в такой чудесной машине, испытываешь, думаю, однородность ощущений с каким-нибудь маркизом XVIII века, едущим в золотой карете шестериком. Судя по своей натуре, - если приличной, то «снисхождение» к бедному человечеству, бегущему по улице, едущему на «конке»; если же едущий на таком «линкольне» - поганец, он чувствует глубокое презрение к этому «человечеству», к так называемым «массам», в лучшем случае такой сеньор их не замечает. Так или иначе, но через сорок минут мы были в Колтушах (старая машина везла час). И я увидал чудный законченный дом и на ближней террасе всю семью с И.П. во главе. Самая сердечная встреча, расспросы, передача поклонов от «неизвестного профессора» и друг., и через террасу - лестницу, заставленную цветами (их масса повсюду), попал прямо к завтраку, от пищи, очень, видимо, вкусной, воздерживался (и как это было трудно). Оживленные разговоры с Ив.П. и Верой Ив.; Владимир Иванович больше молчит и очень ласков с обеими девочками, милыми светлыми блондинками. Татьяна Николаевна решительная, стройная, ведет хозяйство и сидит против Ивана П-ча за хозяйку.
После завтрака в стеклянной террасе недолгий разговор, и я пошел спать (спал дорогой неважно). Получил «Переписку Чайковского с фон-Мекк» и отправился в свою комнату, чудесную с «шагреневыми» кофейного цвета обоями и соответствующей обстановкой и погрузил свое многогрешное тело в мягкие объятия тюфяка постели. В 4 часа пили чай и много разговаривали, потом все пошли к новому помещению Розы и Рафаэля, смотрели на их «достижения», затем с И.П. мы прошли в сад и там, на скамейке, проговорили до обеда. Разговор был увлекательно-занимательный (общий), и если его содержание не забуду, то расскажу. Обед - опять разговор с И.П. и В.И. после на террасе, и в 10 часов спать. Вот как прошел первый день... Ив.П. и Сераф. Вас. совершенно не изменились за год. И.П. далее «помолодел». Та же живость в движении и речи. Словом, все как нельзя лучше... С сегодняшнего дня разрешение вина и елея. Сейчас позовут к утреннему чаю. У Вл. Ив. висит моя небольшая, в большой рамке «Девушка по снегу на вечерней заре идет за водой», времен передвижных, недавно купленная. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100