На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

1917
375. А.А.ТУРЫГИНУ
Черниговский скит, 18 января 1917 г.
Пишу тебе, старина, из Черниговской, куда меня выгнал Гетье. Замотался я с картиной. Что ни день – то приходится переживать ее сызнова. Желающих видеть картину много. Неохотно ее показываю лишь своему брату-художнику. Из них видели картину три-четыре - всем нравится вещь «по-своему». Но все говорят одно - что она выше всего того, что мной сделано за последние десять-двенадцать лет. И за то спасибо! Скульптор Коненков настаивает, что по такой теме размер нужно взять втрое!? (У меня семь арш.)... Была компания «религиозно-философов» - с проф. Булгаковым, отцом Павлом Флоренским, Кожевниковым и другими. Эти парили в области недосягаемых высот. В этот вечер много пришлось слышать хороших вещей - на другой день договаривали мудрые речи свои по телефону. Завтра я буду в 3 ч. в Москве, а вечером будет кн. Евг.Н.Трубецкой - тоже «философ», но другого толка. В пятницу же народу собирается всякого, и будет петь под гусли старые былины Колосов, с которым я познакомился на докладе его в Археологическим институте и который вызвался сам у меня быть с гуслями. В институте во время перерыва неожиданно меня чествовали, что напомнило мне давно прошедшие последние дни моей выставки в Питере. Изредка это и забавно, и приятно. Так или иначе, но когда настанет час картину выставить - мне придется выслушать всякого, - едва ли она поддастся «замалчиванию», столь излюбленному способу моих будущих врагов (не будь я такой, какой есть - эти враги были бы все моими «друзьями»).[...] Здесь у Черниговской славно, отдохнул я и телом, и душой. Мороз 26 градусов. Темный еловый бор под снегом - и каждое-то дерево мне тут знакомо. Знакомы и люди, среди них есть и хорошие.

376. В.К.МЕНКУ
Москва, 24 февраля 1917 г.
Выставки здесь (все без исключения) имели небывалый успех, все на них было продано и деньги платили, говорят, бешеные. Новый меценат пошел - это «герой тыла». Слышно, покупает этот меценат не в розницу, а гуртом, целыми галереями, собраниями, и недолго думая, так же все купленное перепродает, наживая большие деньги. Недавно похоронили Цветкова оставившего хорошее собрание рисунков и картин г. Москве. Почтенный был деятель, хотя и тяжелый в сношениях. Художников вижу не часто. Все мы стареем, а как это «приятно», Вы по опыту знаете. [...]

377. В.Е.САВИНСКОМУ
Москва, 20 апреля 1917 г.
Дорогой Василий Евменьевич!
Сегодня прислали мне доклад собрания Академии художеств от 17 апреля. Не откажите сообщить мне, не откладывая, - кого намечают правые и левые в президенты, вице-президенты и секретари? Я послал на собрание свое письмо, в коем предлагаю выборы отложить до Учредительного собрания, теперь же ограничиться выбором временных президента и вице-президента. На первую «роль» называю Вл.Е.Маковского, на вторую Г.И.Котова. Меня поддержали некоторые москвичи. Напишите, как на это дело взглянули петроградцы, кого, повторяю, намечаете Вы? и кого они? По получении сейчас же займемся агитацией и Вас постараемся поддержать. Буду ждать скорого ответа.

1920
378. В.К.МЕНКУ
Москва, 21 ноября 1920 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Как давно мы не имеем от Вас весточки, хотя и знаем, как живется вообще сейчас в Киеве. Какая уйма событий протекла за эти два года, как мы с Вами последний раз виделись. Ваши письма в Армавир мы получали и вовремя отвечали Вам. [...] Москва сильно за два года изменилась, нет торговли и всего, что сопровождает ее - вывески, магазины, верхние Торговые ряды и проч. не существуют. Нет семи тысяч деревянных домов, снесенных на топливо, нет заборов, сады обнажены и т.д. Своих я нашел целыми и невредимыми. Нашел очень милую внучку, но чего не нашел - это всего того добра, которое накопилось в продолжение тридцати лет. Пропали и все эскизы, рисунки, но картины и этюды, бывшие на хранении в музеях, уцелели, и это мое все достояние. Слава богу, что хотя оно-то осталось! Теперь мои друзья хлопочут мне паек - этот «Станислав 1-й степени». Его не имеют и такие «генералы», как В.М.Васнецов, К Коровин и др. Все они постарели и пишут, пишут, пишут! благо цены на наш товар стоят высокие. Третьяковская галерея пополнилась новой залой крайних течений (взамен «иностранцев», сейчас убранных, или взятых на особую выставку). Много открылось новых картинных галерей: Морозова, Остроухова, Цветкова, Леве и других.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то... Образ был найден."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100