На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

1917
375. А.А.ТУРЫГИНУ
Черниговский скит, 18 января 1917 г.
Пишу тебе, старина, из Черниговской, куда меня выгнал Гетье. Замотался я с картиной. Что ни день – то приходится переживать ее сызнова. Желающих видеть картину много. Неохотно ее показываю лишь своему брату-художнику. Из них видели картину три-четыре - всем нравится вещь «по-своему». Но все говорят одно - что она выше всего того, что мной сделано за последние десять-двенадцать лет. И за то спасибо! Скульптор Коненков настаивает, что по такой теме размер нужно взять втрое!? (У меня семь арш.)... Была компания «религиозно-философов» - с проф. Булгаковым, отцом Павлом Флоренским, Кожевниковым и другими. Эти парили в области недосягаемых высот. В этот вечер много пришлось слышать хороших вещей - на другой день договаривали мудрые речи свои по телефону. Завтра я буду в 3 ч. в Москве, а вечером будет кн. Евг.Н.Трубецкой - тоже «философ», но другого толка. В пятницу же народу собирается всякого, и будет петь под гусли старые былины Колосов, с которым я познакомился на докладе его в Археологическим институте и который вызвался сам у меня быть с гуслями. В институте во время перерыва неожиданно меня чествовали, что напомнило мне давно прошедшие последние дни моей выставки в Питере. Изредка это и забавно, и приятно. Так или иначе, но когда настанет час картину выставить - мне придется выслушать всякого, - едва ли она поддастся «замалчиванию», столь излюбленному способу моих будущих врагов (не будь я такой, какой есть - эти враги были бы все моими «друзьями»).[...] Здесь у Черниговской славно, отдохнул я и телом, и душой. Мороз 26 градусов. Темный еловый бор под снегом - и каждое-то дерево мне тут знакомо. Знакомы и люди, среди них есть и хорошие.

376. В.К.МЕНКУ
Москва, 24 февраля 1917 г.
Выставки здесь (все без исключения) имели небывалый успех, все на них было продано и деньги платили, говорят, бешеные. Новый меценат пошел - это «герой тыла». Слышно, покупает этот меценат не в розницу, а гуртом, целыми галереями, собраниями, и недолго думая, так же все купленное перепродает, наживая большие деньги. Недавно похоронили Цветкова оставившего хорошее собрание рисунков и картин г. Москве. Почтенный был деятель, хотя и тяжелый в сношениях. Художников вижу не часто. Все мы стареем, а как это «приятно», Вы по опыту знаете. [...]

377. В.Е.САВИНСКОМУ
Москва, 20 апреля 1917 г.
Дорогой Василий Евменьевич!
Сегодня прислали мне доклад собрания Академии художеств от 17 апреля. Не откажите сообщить мне, не откладывая, - кого намечают правые и левые в президенты, вице-президенты и секретари? Я послал на собрание свое письмо, в коем предлагаю выборы отложить до Учредительного собрания, теперь же ограничиться выбором временных президента и вице-президента. На первую «роль» называю Вл.Е.Маковского, на вторую Г.И.Котова. Меня поддержали некоторые москвичи. Напишите, как на это дело взглянули петроградцы, кого, повторяю, намечаете Вы? и кого они? По получении сейчас же займемся агитацией и Вас постараемся поддержать. Буду ждать скорого ответа.

1920
378. В.К.МЕНКУ
Москва, 21 ноября 1920 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Как давно мы не имеем от Вас весточки, хотя и знаем, как живется вообще сейчас в Киеве. Какая уйма событий протекла за эти два года, как мы с Вами последний раз виделись. Ваши письма в Армавир мы получали и вовремя отвечали Вам. [...] Москва сильно за два года изменилась, нет торговли и всего, что сопровождает ее - вывески, магазины, верхние Торговые ряды и проч. не существуют. Нет семи тысяч деревянных домов, снесенных на топливо, нет заборов, сады обнажены и т.д. Своих я нашел целыми и невредимыми. Нашел очень милую внучку, но чего не нашел - это всего того добра, которое накопилось в продолжение тридцати лет. Пропали и все эскизы, рисунки, но картины и этюды, бывшие на хранении в музеях, уцелели, и это мое все достояние. Слава богу, что хотя оно-то осталось! Теперь мои друзья хлопочут мне паек - этот «Станислав 1-й степени». Его не имеют и такие «генералы», как В.М.Васнецов, К Коровин и др. Все они постарели и пишут, пишут, пишут! благо цены на наш товар стоят высокие. Третьяковская галерея пополнилась новой залой крайних течений (взамен «иностранцев», сейчас убранных, или взятых на особую выставку). Много открылось новых картинных галерей: Морозова, Остроухова, Цветкова, Леве и других.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100