На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

372. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 5 декабря 1916 г.
Твоя позиция насчет Викт. Васнецова правильна. Это художник - и большой! Если бы он написал только «Аленушку», «Каменный век» и алтарь Владимирского собора, - то и этого было бы достаточно для того, чтобы занять почетную страницу в истории русского искусства. Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова. Не чувствовать это - значит быть или нечутким вообще к русскому самобытному художеству, или хуже того - быть недобросовестным по отношению своего народа, его лучших свойств, коих выразителем и есть В. Васнецов, может быть, грешный лишь в том, что мало учился и слишком расточительно обращался со своим огромным дарованием. Относительно Нестерова тебе (как и мне) мешает мыслить и особенно говорить вслух его близость к нам с тобой... Однако Нестеров все же может быть назван тоже художником. Менее одаренный, чем В. Васнецов, он, быть может, пошел глубже в источник народной души, прилежно наблюдал жизнь и дольше, старательней учился, не надеясь на свой талант, как Васнецов, он бережней относился к своему и все время держался около природы, опираясь во всем на виденное, пережитое. Надо полагать, большая картина положит окончательное разделение Нестерова и Васнецова - и это не будет к умалению ни того, ни другого. В картине остается написать еще три фигуры и две-три головы, и тогда ее можно будет показывать, а вместе с тем и корректировать. В январе надеюсь «открыть» свою мастерскую. Сейчас в Москве огромный спрос на художество и особенно на некоторых из художников, которые не заваливали (как, например, я) «рынка». Недавно моя вещь, которую я на выставке своей десять лет назад ценил в 1200 р., а позднее продал за 3 тысячи, перепродана за 6000 р. («Мечтатели»). Затем вариант «В скитах», проданный в начале войны в Кишиневский музей за 1500 р. - сейчас ушел (с этюдом) за 5200 руб. и заказан вариант трех старичков («На земле мир») за 6000 р. (без определения срока). Маленький этюд идет по 300-400 рублей, эскиз 700-800 р. (раньше 200-300). [...]

373. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 22 декабря 1916 г.
[...] 20 декабря кончил вчерне свою большую картину. И кое-кому из очень близких показал, - находят, что я не старею и как живописец «вырос». Находят картину выше и «Св. Руси», и «Пути ко Христу» (в Марфо-Мариинской обители). Теперь ожидаю раму, и тогда можно будет ее показать москвичам. (Жаль, что мала мастерская и нет должного отхода). Полагаю, что для окончания довольно будет двух-трех недель и тогда «хоть на выставку». [.. ]

374. В.К.МЕНКУ
Москва, 23 декабря 1916 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Шлем Вам и Марусе наши предпраздничные поздравления, Желаем от души в предстоящем году полного здоровья и душевного покоя. Желаем Вам того, что так жаждет вся Родина - более светлых дней, чем мы переживаем теперь. Сейчас Москва готовится к праздникам, готовится не по-праздничному, однако жизнь все же кипит. Открываются зрелища - выставки. Я был на Передвижной - слабой вообще, где есть несколько вещей свежих (Малютин, Юр.Репин, А.А.Мурашко). Вообще же Передвижная переживает тяжелые дни. Выбранные члены, за малым исключением, - не помощники. Союз очень наряден, много таланта, блеска; к сожалению, он рассчитан на вкус богатых потребителей и потому не свободен от их вкусов - не всегда высоких. Жаль также, что Союз избегает молодых сил, полагаясь на «неиссякаемые» свои. Хорош Малявин, Юон, Виноградов, Крымов и многие другие. [...] «Торговля» идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия - стояла очередь. Вот как теперь у нас живется «бедным художникам»! Впереди открытие Ученической и «Мира искусства», на последней обычно бывает много молодежи. [...] Талантов новых, как и всюду, не очень обильно, однако, Машков будет отличный живописец. Что сказать о себе? Вернувшись из Кисловодска, я много работал над большой картиной, которая вчерне почти кончена. И по получении рамы буду ее показывать. Что-то ожидает в мире мое новое детище, с которым повозился около десяти лет?..


Дальше »

"Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. - Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой... и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. - Запад знает не особенно подробно - но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы - Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. - Говорит мало, но метко, иногда зло; - иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. - За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: "Что ж, господа, соберется русский человек - и сейчас пойдут пересуды!" Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. - Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. - Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много "думал" о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем - но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется - с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. - В Мюнхен послать не захотел: "Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!" - "Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство", - говорю я. "Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский ..." (Бенуа А.Н.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100