На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

372. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 5 декабря 1916 г.
Твоя позиция насчет Викт. Васнецова правильна. Это художник - и большой! Если бы он написал только «Аленушку», «Каменный век» и алтарь Владимирского собора, - то и этого было бы достаточно для того, чтобы занять почетную страницу в истории русского искусства. Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова. Не чувствовать это - значит быть или нечутким вообще к русскому самобытному художеству, или хуже того - быть недобросовестным по отношению своего народа, его лучших свойств, коих выразителем и есть В. Васнецов, может быть, грешный лишь в том, что мало учился и слишком расточительно обращался со своим огромным дарованием. Относительно Нестерова тебе (как и мне) мешает мыслить и особенно говорить вслух его близость к нам с тобой... Однако Нестеров все же может быть назван тоже художником. Менее одаренный, чем В. Васнецов, он, быть может, пошел глубже в источник народной души, прилежно наблюдал жизнь и дольше, старательней учился, не надеясь на свой талант, как Васнецов, он бережней относился к своему и все время держался около природы, опираясь во всем на виденное, пережитое. Надо полагать, большая картина положит окончательное разделение Нестерова и Васнецова - и это не будет к умалению ни того, ни другого. В картине остается написать еще три фигуры и две-три головы, и тогда ее можно будет показывать, а вместе с тем и корректировать. В январе надеюсь «открыть» свою мастерскую. Сейчас в Москве огромный спрос на художество и особенно на некоторых из художников, которые не заваливали (как, например, я) «рынка». Недавно моя вещь, которую я на выставке своей десять лет назад ценил в 1200 р., а позднее продал за 3 тысячи, перепродана за 6000 р. («Мечтатели»). Затем вариант «В скитах», проданный в начале войны в Кишиневский музей за 1500 р. - сейчас ушел (с этюдом) за 5200 руб. и заказан вариант трех старичков («На земле мир») за 6000 р. (без определения срока). Маленький этюд идет по 300-400 рублей, эскиз 700-800 р. (раньше 200-300). [...]

373. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 22 декабря 1916 г.
[...] 20 декабря кончил вчерне свою большую картину. И кое-кому из очень близких показал, - находят, что я не старею и как живописец «вырос». Находят картину выше и «Св. Руси», и «Пути ко Христу» (в Марфо-Мариинской обители). Теперь ожидаю раму, и тогда можно будет ее показать москвичам. (Жаль, что мала мастерская и нет должного отхода). Полагаю, что для окончания довольно будет двух-трех недель и тогда «хоть на выставку». [.. ]

374. В.К.МЕНКУ
Москва, 23 декабря 1916 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Шлем Вам и Марусе наши предпраздничные поздравления, Желаем от души в предстоящем году полного здоровья и душевного покоя. Желаем Вам того, что так жаждет вся Родина - более светлых дней, чем мы переживаем теперь. Сейчас Москва готовится к праздникам, готовится не по-праздничному, однако жизнь все же кипит. Открываются зрелища - выставки. Я был на Передвижной - слабой вообще, где есть несколько вещей свежих (Малютин, Юр.Репин, А.А.Мурашко). Вообще же Передвижная переживает тяжелые дни. Выбранные члены, за малым исключением, - не помощники. Союз очень наряден, много таланта, блеска; к сожалению, он рассчитан на вкус богатых потребителей и потому не свободен от их вкусов - не всегда высоких. Жаль также, что Союз избегает молодых сил, полагаясь на «неиссякаемые» свои. Хорош Малявин, Юон, Виноградов, Крымов и многие другие. [...] «Торговля» идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия - стояла очередь. Вот как теперь у нас живется «бедным художникам»! Впереди открытие Ученической и «Мира искусства», на последней обычно бывает много молодежи. [...] Талантов новых, как и всюду, не очень обильно, однако, Машков будет отличный живописец. Что сказать о себе? Вернувшись из Кисловодска, я много работал над большой картиной, которая вчерне почти кончена. И по получении рамы буду ее показывать. Что-то ожидает в мире мое новое детище, с которым повозился около десяти лет?..


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100