На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

Ни лаков, ни ультрамарина я не употреблял и не употребляю. Все картины, написанные мною за тридцать лет, по общему признанию, хорошо сохраняются, мало темнеют и т.д. Я приписывал это тому, что всегда писал и пишу сразу, не прибегаю к лессировкам с белилами и без белил. Приемы и техника письма у меня давно установившиеся, и ни на одной картине или образах никаких дефектов я не знаю. Иногда попадается холст, который отдает краску слоями; на таком холсте написанным оказался и «Пр. Сергий», и потому он в свое время был переведен реставратором Сидоровым на другой холст, после чего им же был покрыт лаком. Поэтому я думаю, что вторичное покрытие лаками едва ли необходимо и может спасти картину от дальнейшего разрушения. Сейчас в Петрограде находится реставратор Крайтор (адрес его - квартира директора императорских театров Теляковского). Я бы просил Вас, граф, распорядиться пригласить его, а также опытного химика. И если не будет найдено причин более веских, чем приводимые Богословским, а также не найдется способ охранить картину от дальнейшего разрушения, то я и на этот раз могу лишь предложить сделать с нее повторение.

368. В.К.МЕНКУ
Москва, 6 апреля 1916 г.
[...] События огромной важности сменили наш мирный быт. Сейчас наступает час, когда всему югу и северо-западу предстоит огромная мировая роль. Там у вас разовьются бои необычайной силы и, как знать, может быть, решат судьбу Европы. Вчера взят Трапезунд. В зависимости от событий у вас на юге, и мы устроим свое лето. Если Вильгельм побежит, то мы поедем на хутор. Если нет, тогда в Абрамцево. Удастся ли Вам пожить на вашей дачке? Война с Грабарем не закончена, но все же много шансов, что все наши волнения будут напрасны, и Дума утвердит все его беззакония, ибо она первая их допустила. На этих днях будет нами напечатано заявление, подписанное девятью обществами, протестующее против постановления «Организационной Комиссии», которая не признала ни юридического, ни морального обязательства по отношению к завещанию П.М.Третьякова!.. [...]

369. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва., Апрель 1916 г.
[...] Умер старик Прахов, этот талантливейший язычник - дом его в Киеве был моим «университетом». Там перевидал я и переслыхал многое множество интересных людей, мыслей и чувств («чувств», как всегда, у меня больше всего). Как знать, может, соберусь, так напишу в «Новом времени» о старике - тогда прочтешь. Подбивают.

370. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 11 августа 1916 г.
[...] Картину за этот свой недельный приезд в, Москву сильно двинул. Написал почти весь первый план, и он ожил. Теперь дела осталось (кроме четырех-пяти этюдов) месяца на три. И если все будет благополучно, перед рождеством покажу картину. Сейчас она передо мной и радует меня. Такая большая, русская, волнующаяся. Все еще не могу остановиться на названии: 1) «Христиане», 2) «Верующие», 3) «На Руси», 4) «Алчущие Правды», и, наконец, 5) «Душа народная» (или «народа»). Ну, да это не суть важно, была бы картина написана, а название умные люди придумают, им в охотку будет. [...]

371 А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 23 ноября 1916 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Вот я и опять дома. Чувствую себя пока ладно, принялся работать, ежедневно езжу в Оружейную палату. Сегодня писал «шапку Мономаха». В ней позировал мне хранитель Оружейной палаты - Трутовский (сын художника), а держава позировала самостоятельно. Эти предметы дивной работы сохранились неприкосновенными. Завтра буду писать знамена. Потом воеводу, бармы и кое-что еще. Надеюсь к 1-му управиться с этюдами совсем, а после первого развернуть картину, и если можно будет ее работать, то к новому году вчерне ее закончить. Третьего дня собрались у нас художники, набралось народу человек шестнадцать - ив качестве рождественского «гуся» был Малявин (он хочет сделать еще мой портрет). Вот образец истинного варвара в стадии благополучия, успеха. И смех, и грех. Хитрый русский мужик, юродивый, наивный хвастун и откровенный невежда. Все сплелось воедино. Такой винегрет, такой махровый букет российского самородка!.. В этом году, вероятно, Малявин выступит в Союзе. Вчера был старый генерал Жиркевич - поэт, судья, гуманист в духе д-ра Гааза. Проговорили часа три, до этого времени лет семь переписывались. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то... Образ был найден."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100