На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Природа и человек в творчестве Нестерова. Статья Алексея Федорова-Давыдова

   
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая
» Восемнадцатая
Варфоломей   
Картина «На Руси» («Душа народа», 1915-1916, Государственная Третьяковская галерея) была задумана прямо после «Святой Руси» как тема «христиане». Эта тема осталась в картине до конца. Нестеров дает в ней как бы сонм разных образов русских христиан от благоверных царей и святителей до юродивых и от людей из народа до Толстого и Достоевского, от старцев до невинных отроков. Писанная уже в годы первой мировой войны, картина включила в этот сонм и образы ослепшего на войне юного воина и сестры милосердия.
Вместе с тем в ходе многолетней работы над эскизами этой картины, во многих и многих раздумьях над ней тема «пути ко Христу» все более становилась изображением самого народа, самих идущих. Христос, который ведет за собою народ в ранних эскизах, исчез уже в последнем (1914, собрание Н.М.Нестеровой, Москва), и тема «христиан», тема «души народа» нашла свое окончательное выражение в композиции своеобразного неканоничного «крестного хода». Не утратив религиозного содержания, картина испытала на себе сильное воздействие патриотических настроений художника, которые сообщили ей известные черты гражданственности. Нестеров стремился в годы тяжелых испытаний войны прославить свой народ, показать и его мужество и его силу. Это сказалось уже в персонажах картины (князь, воины), а также в том, что этот своеобразный «крестный ход» смотрится и как выступление: «путь ко Христу» рисуется как некий далеко не смиренный «поход» - как будто весь народ вышел на широкие просторы своей страны с ее полями и реками, с ее лесистыми холмами. Этому соответствует размах композиции, ее монументальность и большая пространственность. Нестеров писал, что ему важно было передать в композиции «устремление вперед как всей толпы, так и мысли, которая вложена в толпу». В развороте пространства берега и реки, в суровой величавости пейзажа Волги у Царева кургана есть нечто патетическое, а не лирическое, как это бывало до сих пор в решении темы «души народа» в связи с «душой природы».
Прежде тихая, умиленная и нежная, природа теперь в этой картине предстает гораздо более мужественной.
Эскизы к картине показывают, что Нестеров работал над решением пейзажа, пожалуй, не менее, чем над персонажами. В первых эскизах, в том числе в написанном гуашью на картоне (1907, собрание Н.М.Нестеровой, Москва), пространство еще не так велико. Благодаря золотистому цвету облачений и просвечивающему цвету картона в этом эскизе господствует теплый золотистый колорит с добавлением розовато-фиолетовых тонов. Эти тона играют уже более существенную роль в двух других эскизах (собрание Н.М.Нестеровой и собрание В.М.Титовой, Москва), в которых больше пространства и природа дана в вечернем освещении. В одном из эскизов мы даже видим серп месяца на вечереющем розовато-фиолетовом небе. Очевидно, Нестерову казалось, что это «состояние» как бы погруженной в раздумье вечерней природы больше подходит для передачи душевного состояния ищущих и ведомых на этом пути Христом праведников, соответствует их христианской сосредоточенности на внутренней духовной жизни. Розовато-фиолетовый налет лежит как некий рефлекс на в общем светлой зеленовато-голубоватой гамме эскизов. Но в последнем большом эскизе (собрание Н.М.Нестеровой, Москва) художник отказывается от этого вечернего освещения с его своеобразной поэзией. Действие, как в картине, происходит при дневном освещении и в гораздо более обширном пространстве. Соответственно усиливается, интенсифицируется цвет: и растительности в пейзаже, в котором ярко звучат пятна осенней золотой листвы, и одежд - черных, белых, цветных. Наконец, в картине мы видим энергичное письмо и интенсивность красочной гаммы. Их требовала патетическая эпичность изображения, и без них картина оказалась бы при своих больших размерах вялой. Луг у реки покрыт зеленью, река голубая, разнообразны по цвету одежды. Сверкают золотой оклад на темном лике Спаса на иконе и золото священнических облачений. Красный цвет одеяния митрополита, золото княжеского убранства звучат мажорно, контрастируя с зеленью луга, холодной голубизной реки и сероватым небом. Одновременно эти цвета находят себе отклик в золотисто-рыжих пятнах деревьев на темной зелени хвойных лесов на дальних холмах. Сохраняя всю тонкость и деликатность своей живописной манеры. Нестеров с большой силой лепит здесь формы и людей и пейзажа.
В своей мужественности, в эпичности разворота и колористическом решении пейзаж картины «На Руси» перекликается с одновременными эпическими пейзажами Рылова. Сближает их и «историчность», которая присуща этой эпической трактовке природы.
Картина «На Руси» явилась своеобразным итогом творческих поисков и достижений дореволюционного творчества Нестерова и вместе с тем обнаружила некоторые сдвиги в его сознании. Художник и позднее продолжал писать картины на свои излюбленные и привычные темы, соединяя в них людей и их состояния, движения и томления их душ с «душой» окружающей природы. Таковы картины: «За Волгой» («Странники», 1922, собрание семьи Л.А.Руслановой, Москва), «У озера» («Старец», 1923, собрание В.М.Титовой, Москва), изображающая женщин на коленях перед иноком, «У Белого моря» (1923, собрание Ю.В.Невзорова, Москва), варьирующая мотив иноков в лодке на фоне северного пейзажа, и другие, посвященные теме святости и тихого покоя отшельничества и иночества среди природы. Из этих картин наиболее выразительным и лучшим в живописном отношении является полотно «У Белого моря», написанное в широкой и несколько декоративной манере в холодной гамме голубых, желтоватых, зеленоватых тонов. Своими обобщенными формами гор, церковки на первом плане, масс воды и пространства неба, и в особенности своим каким-то символическим пониманием природы она в еще большей мере, чем это отмечалось в последнем варианте «Родины Аксаковых», сближается с картинами Николая Рериха. Сравнивая ее с предшествовавшими произведениями на эту тему, мы видим, насколько абстрактнее стало изображение природы. Из тихой, молчаливой она превратилась в предметно-пейзажный символ молчания и суровой тишины. В иных картинах с пейзажем Нестеров продолжает свою излюбленную тему элегии. Таковы картины «Элегия» (1928, Государственный Русский музей) с изображением играющего на скрипке монаха на фоне чисто «нестеровского» пейзажа и «На Волге» («Одиночество», 1934, собрание О.М.Шретер, Москва), в которой мы видим одинокую женскую фигуру на берегу большой широкой реки, мощным заворотом уходящей вдаль, в глубину. Снова, как в свое время в картине «На горах», Нестеров в своей композиции противопоставлением фигуры человека огромному пространству пейзажа хорошо и, главное, не иллюстративно выразил тему одиночества, на этот раз гораздо непосредственнее и эмоциональнее. Эмоциональность усиливается закатным освещением с его розовыми тонами на небе и на земле.


продолжение »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2014. Все права защищены. Почта: sema@art-nesterov.ru
Копирование материалов - только с согласия www.art-nesterov.ru

Rambler's Top100